Педагог может получить ответ на вопрос о том, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены конкретным испытуемым, по сути дела, только в виде вероятностной оценки. При подготовке таких тестов на основе содержания учебной дисциплины строится генеральная совокупность, т.е. однородное множество заданий для измерения качества полученных знаний, умений, навыков. Затем испытуемому предлагается тест — некая выборка заданий из этой совокупности. Наконец, на основе ответов делается вероятностный вывод о знаниях учебной дисциплины данным испытуемым. Подобные тесты в оригинале носят название Domain-Referenced Tests, что дословно означает содержательно-ориентированные тесты. Понятно, что для надежности результатов требуется основательное определение содержания изучаемой дисциплины и большое число заданий. При этом необходимо, чтобы соблюдались: а) полнота отображения материала образовательной программы при отборе содержания; б) правильность пропорций отдельных разделов и тем предмета (содержательных линий); в) полнота охвата требований государственных образовательных стандартов; г) соответствие содержания заданий знаниям, умениям и навыкам, запланированным для проверки в спецификации тестовых материалов; д) значимость содержания каждого задания для целей проверки. [19]
Подобные тесты можно использовать при проведении экзаменов с точной дифференциацией результатов, поскольку они позволяют получить абсолютную оценку качества обучения. Задания для такого тестирования должны быть ориентированы на диагностику различных уровней усвоения учебного материала: от воспроизведения фактов, понятий, законов и их применения в типовых ситуациях до систематизации и обобщения знаний, позволяющих найти ответ на проблемные вопросы, решить нестандартную задачу и т.д. В таком тесте задания разного уровня имеют разный «вес» — и по тому, как оценивается их выполнение, и по их относительному числу в общей массе заданий. Подобная особенность характеризует, например, тесты, использующиеся в Централизованном тестировании и при проведении Единого государственного экзамена.
В некоторых случаях испытуемым может быть предложена и относительно небольшая выборка однородных заданий. Такое тестирование можно использовать, например, для проверки овладения (на уровне узнавания и воспроизведения) сравнительно ограниченным набором знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения учебной дисциплины при проведении зачетов. Здесь можно говорить не только об объективном измерении разноуровневой подготовки, а и о достижении тем или иным испытуемым минимально допустимого уровня. Такой подход удобен для педагогов и организаторов образования в тех случаях, когда необходимо проверить достижение большой группой обучаемых предельно допустимого уровня требований (например, при аттестации учебного заведения). В таких случаях и говорят о критериально - ориентированной интерпретации результатов тестирования, позволяющей сделать основной вывод: что из заданного стандарта и на каком уровне реально усвоено. [22]
Мы затронули только основные моменты, связанные с местом критериально - ориентированных тестов в организации контроля качества обучения. Более подробный ответ на эти и многие другие вопросы можно найти в монографии В.Ю. Переверзева. В этой книге уделяется большое внимание организации не только контроля, но и качественного обучения в школе и вузе с помощью соответствующим образом подобранных тестовых заданий.
Дополнительные возможности ИТО в процессе оценивания качества обучения и развития. Перечислим еще ряд возможностей, открывающихся благодаря использованию ИТО. Помимо непсредственного тестирования имеются и другие направления в процессе оценивания уровня обучения и развития, где информационные технологии могут обеспечить качественно новые результаты.
Случайный выбор параметров вопроса. Автоматизация тестирования открывает, по существу, альтернативный метод создания вопросов (чаще — контрольных заданий) с помощью вариаций случайно подбираемых параметров вопроса. Такие вопросы имеют фиксированный формат, включающий одну или несколько переменных составляющих, которые могут изменяться при составлении вопроса или в ходе тестирования — случайным образом или по некоторой формуле. Например, для расчетных заданий могут задаваться случайным образом значения исходных данных, в тестовых заданиях на знание тех или иных определений словосочетания «необходимое условие» на «достаточное условие» и т. п. В таких тестах сами вопросы, по существу, носят формальный характер, однако для многих обучаемых подобные тесты оказываются очень полезными, особенно в тех случаях, когда необходимо отработать определенный автоматизм реакции на ту или иную ситуацию; тогда речь идет, скорее, о тренировочной, чем контролирующей системе. [25]