Особенности использования тестового метода контроля при обучении математике в старшей школе

Современное образование » Особенности использования тестового метода контроля при обучении математике в старшей школе

На современном этапе развития общество предъявляет определённые требования к системе математических знаний, которые международная общественность считает необходимыми для формирования так называемого «человеческого капитала». Элементами общей человеческой культуры являются определённый объём математических знаний, владение характерными для математики методами, знакомство с ее специфическим языком. Помимо этого, все большую актуальность приобретает проблема оценки качества обучения математике.

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества заключается в обеспечении стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества и государства. Фундаментальной составляющей школьного образования является математическая подготовка учащихся. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, новыми государственными требованиями, к математической подготовке школьников, сформулированными в стандарте образования, а с другой, сложившейся системой оценивания учебных достижений в каждом образовательном учреждении.

Изменения в сфере образования, произошедшие за последнее время (введение ЕГЭ и др.), привели к противоречию между наличием разработанной теории и методике использования тестов в оценке качества знаний и их эффективным применением в практике преподавания математике.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике значительно отличается от выпускного экзамена, который обычно проводится в школе по окончании 11 класса. Прежде всего, отличие состоит в том, что ЕГЭ совмещает два экзамена - выпускной школьный и вступительный в высшее учебное заведение (вуз), а пересдавать ЕГЭ пока невозможно в отличие от вступительных экзаменов в вуз.

Поэтому при подготовке к сдаче ЕГЭ необходимо повторять не только курс «Алгебры и начал анализа», но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты; пропорции; арифметическая и геометрическая прогрессии; планиметрия 7-9 классов и стереометрия 10-11 классов.

Чтобы повторить практически весь школьный курс математики нужно серьезно потрудиться. Тест ЕГЭ по математике представляет собой тесты успеваемости, которые подразделяются на два вида: тесты скорости и тесты мощности. В тестах скорости у испытуемых обычно не хватает времени ответить на все вопросы, а в тестах мощности содержатся заведомо трудные задания, непосильные для большинства испытуемых.

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.

Таким образом, выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Использование тестов в процессе обучения математике».

Объект нашего исследования - тест.

Предмет исследования – тестовый метод контроля при обучении математике в старшей школе.

Цель исследования – выявить особенности использования тестового метода контроля при обучении математике в старшей школе.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что использование информационных технологий при обучении математике в старших классах общеобразовательной школы оказывает положительное влияние на уровень обученности математике учащихся старших классов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Дать определение и характеристики основным понятиям работы.

3. Выявить основные принципы и требования к использованию тестового метода контроля при обучении математике в старшей школе.

4. Провести эксперимент.

5. Разработать систему уроков с использованием информационных технологий.

6. Провести апробацию и выявить эффективность разработанной системы уроков.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;

2) организационный метод – сравнительный;

3) методики эмпирического исследования:

4) методы количественной обработки (сравнение средних значений) и количественной обработки (сравнительных анализ) полученных данных;

Научная новизна работы заключается в том, что данные, полученные в результате эксперимента, могут быть использованы при разработке уроков математики в основной школе.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике учителей организовать объективный контроль и оценку знаний учащихся.

Навигация