Создание сетевой базы данных для хранения вопросов. Организация коллективного доступа к базе данных, хранящих тестовые задания и вопросы, очень актуальна при создании единой образовательной среды для учебных заведений любого уровня. С помощью современных коммуникационных технологий (электронная почта, электронные конференции, дискуссионные группы на образовательных Web-camax) ее пополнением и развитием могут заниматься все заинтересованные педагоги, что значительно улучшает качество тестирования.
Автоматизированные системы регистрации и анализа результатов оценивания обученности. Говоря о возможностях информационных технологий для оценивания качества обучения, довольно часто оставляют без внимания как раз ту сферу их применения, которая позволяет добиться быстрых и эффективных результатов. Речь идет о регистрации, хранении, анализе данных по контролю обученности, а также их использовании для оперативного и долгосрочного управления образовательным процессом. Для этой цели педагоги и администрация учебного заведения могут использовать электронные таблицы, системы управления базами данных, пакеты статистической обработки. Все эти программные средства позволяют вносить имеющиеся данные вручную — в том случае, когда нет возможности автоматически их сгенерировать в электронном виде (например, если соответствующий контроль проводится традиционно — письменная контрольная работа или сочинение, опрос на уроке и т.п.). Практически все современные программные средства, относящиеся к перечисленным категориям, воспринимают данные, подготовленные с помощью других программ (в нашем случае — тестирующих) и имеющие какой-либо из стандартных форматов (текстовый, табличный и т.п.), что потенциально расширяет их возможности [8]. Подобная автоматизация позволяет сопоставлять и анализировать качество усвоения различных учебных дисциплин, выявлять и прослеживать те или иные тенденции, проявляющиеся при оценке обученности, что обеспечивает высокий уровень обратной связи и управляемости образовательным процессом.
Итоговые оценки и другая информация — что важнее. В ряде случаев, особенно для формирующего тестирования, только лишь информация о том, на какое количество вопросов был дан правильный ответ, явно недостаточна для управления образовательным процессом по данной учебной дисциплине конкретного обучаемого. И здесь на помощь преподавателю может придти динамическое отслеживание хода тестирования, когда в специальный файл или базу данных записываются все ответы обучаемого, которые впоследствии могут использоваться для более глубокого анализа и диагностики усвоения учебного материала. Кроме того, в подобных системах фиксируется полный протокол работы испытуемого: количество попыток, предпринятых для прохождения теста, время, затраченное на ответы, на отдельные вопросы и тест в целом.
Протоколирование хода тестирования открывает возможность анализировать не только качество усвоения знаний, умений и навыков, но личностные особенности обучаемых, проявляющиеся в своеобразии прохождения тестирования. Например, протоколирование полных данных позволяет выделить среди «неудачников» тех, кто стремится к наилучшему результату, затрачивая много времени и делая неоднократные попытки. Противоположной можно считать категорию лиц, которые ограничиваются более низкими результатами, но тратят на тестирование значительно меньше времени, чем представители первой группы. Обсуждение с обучаемыми не только самих результатов прохождения теста, но и использованной стратегии поможет педагогу сориентировать их в нужном направлении: в случае недостаточно высоких результатов при первой попытке желательно направить силы обучаемого на устранение пробелов в подготовке, а затем пройти повторное тестирование. [11]
Подобный анализ особенно уместен на этапе промежуточного, диагностического тестирования для улучшения обратной связи. И если на стадии итоговой проверки качества обучения вышеперечисленные параметры (количество попыток, время, затраченное на ответы) играют решающую роль, педагог сможет лучше подготовить обучаемых, уже зная слабые стороны каждого из них и руководствуясь целями проводимого тестирования.
Вопросы безопасности. При переходе к автоматизированному тестированию преподавателей волнуют вопросы безопасности, защиты тех материалов, на основе которых проводится тестирование, и данных, представляющих его результаты. При подготовке соответствующего программного обеспечения разработчики обычно предусматривают определенные средства защиты: доступ к базе данных с вопросами теста осуществляется по паролю, который обновляется по прошествии определенного промежутка времени. При наличии достаточного числа компьютеров эффективным оказывается проведение одномоментного тестирования для всех обучаемых или, в крайнем случае, с разбивкой потока на две группы, проходящих тестирование непосредственно друг за другом. Кроме того, при одновременном тестировании группы обучаемых можно использовать один и тот же набор вопросов, но предъявлять их в различном порядке. Еще лучше эта проблема может быть решена при наличии базы данных с вопросами, обеспечивающими проведение сопоставимых, но не идентичных испытаний. Информационные технологии в качестве инструмента управления. Имеется множество примеров интегрированных обучающих систем, включающих полную структуру учебного курса: лекции, задания для практической работы, средства проверки качества усвоенных знаний, дополнительные ресурсы для самостоятельной и творческой работы в виде демонстрационных и моделирующих программ. Однако управление контролирующим модулем даже для таких систем может оказаться более эффективным на основе других, самостоятельных технологических средств. Например, в системе дистанционного обучения или при организации самостоятельной работы обучаемый может получить в свое распоряжение программу, но для более эффективной работы необходимо взаимодействие с педагогом-наставником, который очно или с помощью электронной почты может вовремя напомнить о необходимости подготовки к очередному тестированию, ответить на имеющиеся вопросы, оптимизируя тем самым ход образовательного процесса [16].