По данным Н.Н.Заваденко, [16] школьная дезадаптация отмечается у 31, 6% детей. Из них 42% составляют мальчики и 18, 6% - девочки.
Понятие " неуспеваемость " по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. По мнению Л.А.Регуш, [31] " в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом ".[ 31, с. 8 ]
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих её причин.
Проблеме школьной неуспеваемости в истории педагогики и психологии уделялось много внимания ( Ананьев Б.Г., 1982; Божович Л.И., 1962, 1968, 1975; Выготский Л.С., 1997; Менчинская Н.А., 1971; Славина Л.С., 1958 и др. ). В разные исторические периоды эта проблема трактовалась по-разному. Б.С.Боденко ( 1989 ) предлагает следующую периодизацию.
В 1920-1930-е годы в работах советских ученых прослеживалась связь неуспеваемости с такими социальными факторами, как социальное происхождение родителей. И.А.Армянов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский делали попытки рассматривать неуспевающего ученика в контексте его целостного, биосоциального развития.
В 1940-1950-е годы М.А.Гельмонт, М.А.Данилов, Э.И.Моносзон, С.М.Ривес и др., уделяя внимание данной проблеме, считали главной причиной неуспеваемости недостатки процесса обучения, подчеркивали значение уровня педагогического мастерства учителя. Исследования Л.С.Славиной посвящены выявлению сугубо психологических причин и стали основанием для выделения отдельных типов неуспевающего ученика.
1960-1970-е годы можно охарактеризовать как время усиления внимания к личности учащегося, к сформированности его как субъекта обучения и воспитания ( Бабанский Ю.К., Божович Л.И., Калмыкова З.И. и др. ). В целях предупреждения и преодоления неуспеваемости предлагается оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе.
В работах 1980-х годов ( Борисов П.П., Калмыкова З.И., Матюхин М.В. ) главными причинами неуспеваемости считаются нарушения основных компонентов психологической структуры учебной деятельности – мотивационного, целевого, операционного. Кроме того, отмечается влияние индивидуально-типических и возрастных особенностей личности детей на успешность их обучения.[ 25, с. 14 ]
В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, то есть принятие как биологических, так и социологических теорий ( Дембеле Бабой, 1994 ). По мнению М.М.Безруких [2] проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие всё чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников.
Гарольд Б. Леви замечает, что в последнее время объём исследований, посвященных проблеме неуспеваемости, так возрос, что ни один учёный не может уследить за ними. " Психологи почти не читают медицинских журналов, врачи не интересуются психологической литературой, а школьные учителя не читают ни того ни другого ". [ 8, с.46 ]
Критерием для определения неуспеваемости являются фиксированные педагогом неудовлетворительные оценки в конце четверти.