А.Л.Венгер и Г.А.Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:
- проблемы, связанные с умственным развитием;
- поведенческие проблемы;
- эмоциональные и личностные проблемы;
- проблемы общения;
- невротические проявления ( тики, энурез ) и другие.
По мнению Г.И.Вергелес, Л.А.Матвеева, А.И.Раев школьная неуспеваемость может быть вызвана:
- психологическими особенностями ученика;
- недостатком объёма и качества знаний;
- недостаточно сформированной учебной деятельностью;
- отношениями с окружающими;
- деформацией мотивов учения.
Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быт различными. В критические периоды ( начало обучения в школе, период половой зрелости ) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины. [ 15, с. 82 ]
По исследованиям Калмыковой З.И. [ 19, с.57] на успешное усвоение программного материала по основным предметам, в том числе и по математике, оказывают влияние:
- наличие фонда действенных знаний;
- уровень сформированности положительных качеств ума, т.е обучаемость;
- личностные параметры учебной деятельности, главным образом – мотивы.
Недостаток в развитии одного из компонентов влечёт за собой отставание по какому-либо предмету.
В зависимости от того, какой из них выступает в качестве первопричины неуспеваемости, Калмыковой выделяются два типа отставания:
1-ый тип включает в себя школьников, педагогически запущенных,
2-ой тип – учащиеся с пониженной обучаемостью.
В работе " Учебная деятельность младших школьников: диагностика и коррекция неблагополучий " Гильбух Ю.З. [ 9, с. 82] предлагает типологию специфического отставания. В основу её положены поведенческие признаки. Типология включает три типа: два исходных и один смешанный.
Тип 1 – учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельности.
Тип 2 – дети с низкой эффективностью учебной деятельности.
Тип 3 – учащиеся с сочетаниями признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.
Наличие типов отставания и многообразных причин позволяет сделать вывод о необходимости индивидуальной работы с учащимися неуспевающими с предварительным установлением причин неуспешности.
Так Матвеева [25, c.18] приводит интересные факты:
- 80 % родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребёнка связаны с учителем ( несправедливость учителей – 29 %; неумение найти подход к ребёнку – 48 %; низкая квалификация – 23 % );
- педагоги же ( 88 % ) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей ( пассивность и невнимание к детям – 31 %, нежелание или неумение помочь ребёнку – 18 % ).
Проведённые нами исследования также выявили точки зрения педагогов, родителей, представителей администрации и детей на проблему неуспеваемости.
Анкетирование 35 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
- здоровье ( 60 % );
- семейные проблемы ( 32 % );
- низкую самооценку учащихся ( 16 % );
- тревожность ( 18 % );
- педагогическую запущенность детей ( 24 % );
- сложность программы ( 16,5% ).
Родители ( опрошено 52 человека ) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
- неинтересное преподавание предмета – 36%,
- лень ребёнка – 32 %,