Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания

Страница 1

Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изменение качеств отдельного психического процесса ( внимания ), сколько на формирование соответствующих качеств личности. Недостаточность внимания может быть вызвана также рядом как субъективных, так и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребёнка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья ( утомление, наличие хронических заболеваний, родовые травмы и т.д. ). К объективным причинам можно отнести качество, степень новизны и сложности деятельности, являющейся содержанием процесса внимания. Так ребёнок может быть устойчиво и длительно внимательным при просмотре интересного фильма и отвлекаться через каждые пять – семь минут на уроке русского языка.

С помощью методики Заполнение фигур ( по методике Пьерона-Рузера ) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости.

Бланк с геометрическими фигурами ( 10 рядов по 10 фигур ). ( Приложение 6 )

В верхней строчке бланка образец – четыре фигуры, внутри которых ставятся различные знаки ( +, -, =, * , могут быть и другие ).

Испытуемому предлагается в остальных фигурах бланка расставить соответственно такие же знаки. Свои действия испытуемый может сверять с образцом.

Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной, интеллектуальной работоспособности применяется модифицированный вариант методики.

После заполнения первого бланка ребёнку предлагается второй с изменением инструкции по его заполнению: необходимо те же значки проставить в другие геометрические фигуры.

Затем предлагается третий бланк, в котором нечётные ряды необходимо заполнить по образцу первого бланка, а чётные – по образцу второго.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике " Заполнение фигур ":

У детей 3 класса 44 % учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33 % учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16 % учащихся несформированность внутренней волевой регуляции внимания.

Методика Корректурная проба ( Б.Бурдон ) предназначена для оценки концентрации и устойчивости внимания.

Бланк, на котором в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита. Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. ( Приложение 7 ).

Исследование проводится индивидуально. Просматривая последовательно каждую букву в строчке, испытуемый должен вычеркнуть в бланке все встреченные им буквы к, р.

По истечении 10 минут отмечается последняя просмотренная буква.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике " Заполнение фигур " и " Корректурная проба ":

У детей 3 класса 44 % учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33 % учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16 % учащихся несформированность внутренней, волевой регуляции внимания.

Результаты методик до проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Мышление

25%

50%

25%

Выделение существенных признаков

33%

42%

25%

Исключение понятий

25%

59%

16%

Память

33%

42%

25%

Внимание

44%

33%

16%

Страницы: 1 2

Навигация