Особенности образовательного процесса в нашей школе

Современное образование » Современные модели организации обучения » Особенности образовательного процесса в нашей школе

Страница 1

Особенность, имеющая, на наш взгляд, огромное значение в плане выращивания универсальных способностей, - это боль­шое внимание к планированию общей и индивидуальной работы, обсуждению различных способов решения проблем, удерживанию сиюминутных и перспективных задач детьми. Для такой работы необходимо не только время, но и место: страницы разрабатыва­емого совместно дневника, специальные листы в классе и т. д. В представленных ниже текстах этой особенности учебного про­цесса уделено значительное внимание.

Учебный процесс планируется с большой степенью вариативнос­ти. Вариативное расписание занятий с основным учителем дает возможность гибко чередовать работу в проекте и вне его, учиты­вая изменения конкретной ситуации в классе, мнения и пожела­ния детей, появляющиеся проблемные места и т. д. Если главный образовательный смысл происходящего на уроке связан с разви­тием универсальных умений, то вполне возможно отходить от планируемого материала, реагируя на складывающуюся здесь и теперь ситуацию.

Понятно, что обучение по не адаптированным к такому устройству программам невозможно. В то же время, безусловно, учитель в такой системе ориентируется на некоторый примерный объем предметного содержания. Предметная (связанная с кон­кретными учебными предметами) сторона обучения в такой системе выступает в трех ипостасях:

- прикладной, буквально прикладывающейся к конкретной проектно-игровой деятельности, выступающей в ней необходи­мым инструментом. Например, освоение понятия «масштаб» мо­жет происходить в процессе прокладывания маршрута экспедиции по карте, а изучение английской лексики по теме «My self» — при подготовке «документов» для «заграничного путешествия»;

- теоретической, выращивающей исследовательскую позицию и развивающей вкус к языковой и математической материи. Организационно эта часть представлена «погружениями» и урока­ми разных типов;

- тренинговой, потребность в которой может возникать, когда проявляется дефицит каких-то умений и навыков, востре­бованных деятельностью. А может быть этапом, продолжающим теоретическую часть. Следовательно, организационно тренинг мо­жет находиться внутри работы в проекте или в уроках, домашних работах и самостоятельных занятиях в школе.

Взаимодействие учителей.

Жизнь каждого класса своеобразна, работа каждого педагога отличается от работы коллег. При отсутст­вии единых программ и методик жесткий административный кон­троль невозможен. Вместо этого нужна система сотрудничества, совместного поиска решений, взаимной поддержки и взаимной критики. Учителя объединяются кафедрой начальной школы, в рамках которой проводятся еженедельные собрания. На них мож­но обсуждать общие текущие дела (организация праздников, усло­вия открытия новой мастерской или содержание дежурства по ком­плексу), обмениваться новыми идеями, удачными методическими находками, выстраивать перспективы развития начальной школы, просить помощи в разрешении сложной ситуации, обсуждать увиденное на уроках у коллег и т. д. В школе принято свободно посещать уроки друг друга в часы, когда свой класс занимается с кем-то из специалистов. Можно прийти в качестве наблюдателя: для прояснения своих проблем или для помощи коллеге (взгляд со стороны на ситуацию в классе, отдельного ребенка или действия учителя). А можно включиться в чужое занятие, причем как по договоренности, так и спонтанно, экспромтом.

Взаимодействие основного учителя с предметниками, работа­ющими в его классе, происходит в двух направлениях. С одной стороны, предметники включаются в логику и материал развора­чивающейся в классе деятельности, используя для этого свои уро­ки. Например, в проекте музея-зоопарка учитель английского языка готовил с детьми заграничный паспорт и играл роль тамо­женника, учителя ИЗО и труда помогали делать декорации и ма­кеты, учитель музыки знакомил детей с музыкой народов тех стран, в которых они «побывали». С другой стороны, взаимодей­ствие может строиться на основе работы над одними и теми же универсальными умениями или вокруг проблем и продвижений конкретных детей.

Кроме взаимодействия самих педагогов, в школе часто возникают моменты совместного действия нескольких классов. Происходит это, когда у одного класса возникает необходимость представить свою работу, поделиться с кем-то извне. И он при­глашает к себе в гости. Такие встречи должны быть хорошо под­готовлены, чтобы для обеих сторон в них был образовательный смысл. Например, если детей зовут смотреть музей, созданный каким-либо классом, то учителям необходимо договориться об интерактивных формах общения со зрителями, организовать последействие (отзывы, обсуждения, рисунки).

Потребности ребенка — основа коллективной жизни и образования

Сотрудничество и взаимодействие детей между собой, с учи­телями и родителями возможно только тогда, когда каждый реа­лизует свою собственную уникальность и непохожесть, признавая при этом, что и другой (другие) имеет право раскрывать свою уникальность и своеобразие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация