Особенность, имеющая, на наш взгляд, огромное значение в плане выращивания универсальных способностей, - это большое внимание к планированию общей и индивидуальной работы, обсуждению различных способов решения проблем, удерживанию сиюминутных и перспективных задач детьми. Для такой работы необходимо не только время, но и место: страницы разрабатываемого совместно дневника, специальные листы в классе и т. д. В представленных ниже текстах этой особенности учебного процесса уделено значительное внимание.
Учебный процесс планируется с большой степенью вариативности. Вариативное расписание занятий с основным учителем дает возможность гибко чередовать работу в проекте и вне его, учитывая изменения конкретной ситуации в классе, мнения и пожелания детей, появляющиеся проблемные места и т. д. Если главный образовательный смысл происходящего на уроке связан с развитием универсальных умений, то вполне возможно отходить от планируемого материала, реагируя на складывающуюся здесь и теперь ситуацию.
Понятно, что обучение по не адаптированным к такому устройству программам невозможно. В то же время, безусловно, учитель в такой системе ориентируется на некоторый примерный объем предметного содержания. Предметная (связанная с конкретными учебными предметами) сторона обучения в такой системе выступает в трех ипостасях:
- прикладной, буквально прикладывающейся к конкретной проектно-игровой деятельности, выступающей в ней необходимым инструментом. Например, освоение понятия «масштаб» может происходить в процессе прокладывания маршрута экспедиции по карте, а изучение английской лексики по теме «My self» — при подготовке «документов» для «заграничного путешествия»;
- теоретической, выращивающей исследовательскую позицию и развивающей вкус к языковой и математической материи. Организационно эта часть представлена «погружениями» и уроками разных типов;
- тренинговой, потребность в которой может возникать, когда проявляется дефицит каких-то умений и навыков, востребованных деятельностью. А может быть этапом, продолжающим теоретическую часть. Следовательно, организационно тренинг может находиться внутри работы в проекте или в уроках, домашних работах и самостоятельных занятиях в школе.
Взаимодействие учителей.
Жизнь каждого класса своеобразна, работа каждого педагога отличается от работы коллег. При отсутствии единых программ и методик жесткий административный контроль невозможен. Вместо этого нужна система сотрудничества, совместного поиска решений, взаимной поддержки и взаимной критики. Учителя объединяются кафедрой начальной школы, в рамках которой проводятся еженедельные собрания. На них можно обсуждать общие текущие дела (организация праздников, условия открытия новой мастерской или содержание дежурства по комплексу), обмениваться новыми идеями, удачными методическими находками, выстраивать перспективы развития начальной школы, просить помощи в разрешении сложной ситуации, обсуждать увиденное на уроках у коллег и т. д. В школе принято свободно посещать уроки друг друга в часы, когда свой класс занимается с кем-то из специалистов. Можно прийти в качестве наблюдателя: для прояснения своих проблем или для помощи коллеге (взгляд со стороны на ситуацию в классе, отдельного ребенка или действия учителя). А можно включиться в чужое занятие, причем как по договоренности, так и спонтанно, экспромтом.
Взаимодействие основного учителя с предметниками, работающими в его классе, происходит в двух направлениях. С одной стороны, предметники включаются в логику и материал разворачивающейся в классе деятельности, используя для этого свои уроки. Например, в проекте музея-зоопарка учитель английского языка готовил с детьми заграничный паспорт и играл роль таможенника, учителя ИЗО и труда помогали делать декорации и макеты, учитель музыки знакомил детей с музыкой народов тех стран, в которых они «побывали». С другой стороны, взаимодействие может строиться на основе работы над одними и теми же универсальными умениями или вокруг проблем и продвижений конкретных детей.
Кроме взаимодействия самих педагогов, в школе часто возникают моменты совместного действия нескольких классов. Происходит это, когда у одного класса возникает необходимость представить свою работу, поделиться с кем-то извне. И он приглашает к себе в гости. Такие встречи должны быть хорошо подготовлены, чтобы для обеих сторон в них был образовательный смысл. Например, если детей зовут смотреть музей, созданный каким-либо классом, то учителям необходимо договориться об интерактивных формах общения со зрителями, организовать последействие (отзывы, обсуждения, рисунки).
Потребности ребенка — основа коллективной жизни и образования
Сотрудничество и взаимодействие детей между собой, с учителями и родителями возможно только тогда, когда каждый реализует свою собственную уникальность и непохожесть, признавая при этом, что и другой (другие) имеет право раскрывать свою уникальность и своеобразие.