На наш взгляд, невозможно делать это только в предметно-урочной форме, потому что она преимущественно обращается к познавательной сфере жизни и мало использует чувственно-эмоциональный опыт ребенка - важнейшую часть человеческих отношений.
Такие размышления и приводят нас к пересмотру и переделке традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Основной смысл такой перестройки - в создании учителем условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, построении ситуаций, формирующих у детей опыт понимания и чувствования уникальности каждого своего товарища.
Эти условия мы раскрываем не в виде теоретической модели начального образования, а с помощью описания форм и ситуаций, в которых, надеемся, проявляется образ жизни детей, учителей и родителей нашей начальной школы.
Все меньше популярна у нас в начальной школе предметно-урочная форма образования, а все большее место завоевывает образовательное пространство.
Свободный день
В этот день отменяются все уроки, учителя отказываются от своих привычных ролей и превращаются кто в редактора школьной газеты, который набирает себе в штат корреспондентов, художников, корректоров, кто в дирижера оркестра, который создает со своими музыкантами новое музыкальное произведение, или в одного из авторов проекта игры «Волшебник Изумрудного города».
В этот день открываются клубы и студии - «В гости со своим делом», «Для рукодельных», «Для любителей приготовить что-нибудь вкусненькое», «Для желающих послушать интересную книгу и нарисовать к ней иллюстрации», «Клуб любителей приключений и чудес», «Мойдодыр», «Театр» и многие другие.
Мы рассчитываем на то, что это дает ученику начальной школы первый опыт выбора, самостоятельного планирования хотя бы одного учебного дня, поиска собственного интереса (интересного дела, близких товарищей, интересного взрослого) и, в конечном счете - опыта совместного творчества.
Свободный урок
Свободное пространство можно организовать и в рамках уроков. Выглядеть это может так: один или два урока объявляются свободными. Об этом можно сказать ребятам накануне, чтобы они заранее продумали, чем они займутся в это время. Возможны некоторые мини-проекты, развивающие или ролевые игры. Специальным образом организованное пространство в классе так же помогает ребятам найти свой интерес. Например, в своем классе мы сделали специальный стеллаж, на котором стоят корзины, в каждой из них лежит книга с описанием того, что можно сделать своими руками, и весь необходимый материал для этого. Есть большая полка с книгами, иллюстрированными энциклопедиями, набор развивающих игр, папка с заданиями для самостоятельной работы. Хорошо, если на эти уроки могут прийти старшеклассники и (или) родители. Каждый из них занимается в классе своим делом. Тогда ребенок попадает в атмосферу, где каждый чем-то занят, у каждого есть свой интерес и если ребенку трудно найти свое дело, то можно присоединиться к кому-нибудь и таким образом пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце этих уроков предоставить возможность каждому рассказать, что он делал, что получилось, и услышать, что делали другие. Здесь учитель очень часто может услышать темы для будущей жизни новых совместных проектов, которые дадут опыт проектной работы, или опыт долговременных игр, или возможности для жизни в новых тематических периодах.
Такая жизнь, строящаяся на естественном интересе детей, дает нам возможность вместе откровенно обсуждать возникшие затруднения, вести поиск путей их преодоления. Часто для выхода из трудностей надо создавать, как мы говорим, и тренинговое пространство, где будут наращиваться учебные умения.
При такой организации жизни ребятам всегда понятно, почему они сейчас работают над своим почерком, грамотностью (нельзя же выпустить книгу с ошибками), над устной речью (готовится представление собственной сказки в детском саду), над понятием задачи (надо обосновать необходимость школьной бизнес-игры, экономическую целесообразность открытия собственного магазина, кафе, фирмы).
Именно в этом есть наша попытка ответить себе на главный вопрос: что мы здесь и сейчас делаем, для чего, в чем смысл происходящего?
Первый класс
Мы пришли в 1 класс. Мы - это дети, учителя, воспитатели и родители. Мы еще мало знаем друг о друге. Нам еще только придется стать классом, найти каждому свое место, занять свою нишу и отстоять себя, научиться жить вместе.
Постепенно складывается ритм нашей жизни, вырабатываются первые правила: звонит колокольчик - начало уроков. Перемена - можно заняться своим делом (побегать, попрыгать, даже покричать), но не мешать окружающим, полазить на спортивном комплексе, установленном в классе (на нем не должно быть более пяти человек, иначе это опасно, можно упасть, столкнуться, сбить товарища). Во время сна в спальне должна быть тишина, если ты не спишь, то можно притвориться (и многие, притворяясь, засыпали), чтобы не мешать спать товарищу.