Особенности образовательного процесса в нашей школе

Современное образование » Современные модели организации обучения » Особенности образовательного процесса в нашей школе

Страница 2

На наш взгляд, невозможно делать это только в предметно-урочной форме, потому что она преимущественно обращается к познавательной сфере жизни и мало использует чувственно-эмоциональный опыт ребенка - важнейшую часть человеческих отношений.

Такие размышления и приводят нас к пересмотру и передел­ке традиционных форм организации учебно-воспитательного про­цесса.

Основной смысл такой перестройки - в создании учителем условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, пост­роении ситуаций, формирующих у детей опыт понимания и чув­ствования уникальности каждого своего товарища.

Эти условия мы раскрываем не в виде теоретической модели начального образования, а с помощью описания форм и ситуа­ций, в которых, надеемся, проявляется образ жизни детей, учите­лей и родителей нашей начальной школы.

Все меньше популярна у нас в начальной школе предметно-урочная форма образования, а все большее место завоевывает образовательное пространство.

Свободный день

В этот день отменяются все уроки, учителя отказываются от своих привычных ролей и превращаются кто в редактора школь­ной газеты, который набирает себе в штат корреспондентов, худож­ников, корректоров, кто в дирижера оркестра, который создает со своими музыкантами новое музыкальное произведение, или в од­ного из авторов проекта игры «Волшебник Изумрудного города».

В этот день открываются клубы и студии - «В гости со сво­им делом», «Для рукодельных», «Для любителей приготовить что-нибудь вкусненькое», «Для желающих послушать интересную книгу и нарисовать к ней иллюстрации», «Клуб любителей при­ключений и чудес», «Мойдодыр», «Театр» и многие другие.

Мы рассчитываем на то, что это дает ученику начальной шко­лы первый опыт выбора, самостоятельного планирования хотя бы одного учебного дня, поиска собственного интереса (интересного дела, близких товарищей, интересного взрослого) и, в конечном счете - опыта совместного творчества.

Свободный урок

Свободное пространство можно организовать и в рамках уро­ков. Выглядеть это может так: один или два урока объявляются свободными. Об этом можно сказать ребятам накануне, чтобы они заранее продумали, чем они займутся в это время. Возможны некоторые мини-проекты, развивающие или ролевые игры. Спе­циальным образом организованное пространство в классе так же помогает ребятам найти свой интерес. Например, в своем классе мы сделали специальный стеллаж, на котором стоят корзины, в каждой из них лежит книга с описанием того, что можно сде­лать своими руками, и весь необходимый материал для этого. Есть большая полка с книгами, иллюстрированными энциклопе­диями, набор развивающих игр, папка с заданиями для самосто­ятельной работы. Хорошо, если на эти уроки могут прийти стар­шеклассники и (или) родители. Каждый из них занимается в классе своим делом. Тогда ребенок попадает в атмосферу, где каждый чем-то занят, у каждого есть свой интерес и если ребен­ку трудно найти свое дело, то можно присоединиться к кому-нибудь и таким образом пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце этих уроков предоставить возможность каж­дому рассказать, что он делал, что получилось, и услышать, что делали другие. Здесь учитель очень часто может услышать темы для будущей жизни новых совместных проектов, которые дадут опыт проектной работы, или опыт долговременных игр, или возможности для жизни в новых тематических периодах.

Такая жизнь, строящаяся на естественном интересе детей, дает нам возможность вместе откровенно обсуждать возникшие затруднения, вести поиск путей их преодоления. Часто для выхо­да из трудностей надо создавать, как мы говорим, и тренинговое пространство, где будут наращиваться учебные умения.

При такой организации жизни ребятам всегда понятно, по­чему они сейчас работают над своим почерком, грамотностью (нельзя же выпустить книгу с ошибками), над устной речью (готовится представление собственной сказки в детском саду), над понятием задачи (надо обосновать необходимость школьной биз­нес-игры, экономическую целесообразность открытия собственно­го магазина, кафе, фирмы).

Именно в этом есть наша попытка ответить себе на главный вопрос: что мы здесь и сейчас делаем, для чего, в чем смысл про­исходящего?

Первый класс

Мы пришли в 1 класс. Мы - это дети, учителя, воспитатели и родители. Мы еще мало знаем друг о друге. Нам еще только придется стать классом, найти каждому свое место, занять свою нишу и отстоять себя, научиться жить вместе.

Постепенно складывается ритм нашей жизни, вырабатывают­ся первые правила: звонит колокольчик - начало уроков. Пере­мена - можно заняться своим делом (побегать, попрыгать, даже покричать), но не мешать окружающим, полазить на спортивном комплексе, установленном в классе (на нем не должно быть более пяти человек, иначе это опасно, можно упасть, столкнуть­ся, сбить товарища). Во время сна в спальне должна быть тиши­на, если ты не спишь, то можно притвориться (и многие, притворяясь, засыпали), чтобы не мешать спать товарищу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация