Это было актуальным еще и потому, что реальная жизненная ситуация вынуждала поскорее понять, как устроено незнакомое, новое для второклассников трехэтажное здание школы, как в нем организована жизнь людей.
А год назад, в 1 классе, ребята рисовали план классной комнаты, свою парту на ней, места своих друзей. С помощью плана разыскивали клад или помечали на плане свои тайные места. фикус кинки
Пространственный опыт ребята приобретали и когда получали совсем чистый лист бумаги, без линеек и клеток. Как на лесной поляне им нужно было посадить неизвестные науке растения, похожие на буквы А, Б и т. д. Разглядывание этих полянок помогало увидеть, как по-разному можно распорядиться листом бумаги - в одном случае растения равномерно разрослись по всем грядкам рядами, в другом — заполнили поляну большими окружностями, а в центре расположился самый крупный экземпляр, в третьем - все цветки-буквы сосредоточились на нижнем крае листа и выглядели сиротливыми и неуверенными.
Ввели мы и ограничения по времени буквы должны вырасти за одну минуту. Как только садовник поймет по своим «внутренним часам», что время вышло, он поднимет руку, закончит работу, а на ухо учителю прошепчет реальное время в минутах и секундах. Потом результаты отмечаются на числовой оси, и выясняется, у кого «часы» сильно спешат, у кого отстают, да так, что результат не помещается на доске и числовую ось приходится мысленно продлевать, чтобы понять, где будет располагаться время такого запаздывающего «будильника».
Развитие внутреннего ощущения пространства, способности перенести представление о реальном пространстве на план и, наоборот, с плана в реальность естественно продолжить на уроке физкультуры, где ребенок проживает пространство своим телом. Совсем нетрудно в спортивном зале или школьном коридоре, расставить в случайном порядке какие-то предметы. Мы часто используем большой мягкий конструктор. На крупном листе бумаги или на доске мы пытаемся изобразить пространство леса, горной страны. Даем каждому препятствию свое название: Малое ущелье, Бурная река и т. д. Придумываем вместе роли для себя и способы передвижения. Почему-то чаще всего это роли животных.
На плане выбираем и помечаем маршрут. Иногда ребята отправляются на маршрут вдвоем. Очень важно, чтобы ведущий заботился о партнере и не увеличивал расстояние между ними более чем на метр. Обязательна смена ролей: только что был лидером, а теперь подчинись решению своего товарища.
Еще сложнее работа на спортивном комплексе, когда навстречу одной группе идет другая. Как разойтись, чтобы никто не упал, — это сложная задача. Я помню, как одна пара сумела, словно лемуры, повиснуть над доской, над «шумной рекой», а другая пара благодаря этому рискованному трюку легко, без потерь перебралась на противоположную сторону. В такой работе бывает много драматических ситуаций. Мы с ребятами всегда их обсуждаем.
Летние коллекции, или «Летний бутерброд»
Кто-то из ребят, готовясь к пресс-конференции, принес в класс несколько камней и кость неизвестного животного, привезенные с Селигера. Естественно, что рассказ свелся к ответам на вопросы «журналистов» об этих предметах, кость даже пытались прикладывать к себе, разгадывая, что это за часть скелета.
Затем и другие путешественники стали приносить свои летние запасы камней, корней, ракушек, засушенных растений, остатки гранат и гильз, фотографии. Все это порождало много вопросов, не всегда ребята могли на них ответить, мы искали в школе людей, способных нам помочь, постепенно узнавая своих соседей.
Но далеко не у всех сложилась летняя коллекция как материализованная память, разглядывая которую можно погрузиться в свои прежние состояния, наполненные теплом, солнцем, покоем. Ведь это лето непременно надо сберечь «и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробраться на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» (Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»).
Мы стали придумывать такую коллективную коллекцию. Несколько дней не снимали со стены лист ватмана, и все в классе - и ребята, и учителя, и родители - записывали на нем то, что каждому хотелось бы запомнить, сохранить как память о лете: кусочек смолы, запах моря, хвои, лаванды, летних яблок, шум корабля, иголку с большого кактуса, велосипед, куст шиповника у дачного окна, ощущения от немного колючей подушки в деревне, баночку клубничного варенья, абрикосовый компот, медузу, белую жемчужину, барашков на море, камень - полосатый, древний и морской и т. д.
В воскресенье ребята со своей семьей придумывали такую домашнюю коллекцию. Однажды, когда мы в классе собирались пить чай и готовили бутерброды, пошутили: а нельзя ли взглянуть на лето и на себя летнего, как на большой такой бутерброд? А что такое бутерброд? Получилось, что это нечто слоеное, сохраняющее форму нижнего, главного слоя - хлеба, дающее новый вкус при одновременном надкусывании всех слоев. Вот такая модель; а если с ее помощью взглянуть на себя, что может получиться?