Кинотерминология как объект исследования

Страница 2

Это изменение взгляда на термин позволяет более точно очертить сферу вмешательства в создание и функционирование терминов и терминосистем. В данном исследовании мы придерживались концепции отечественных лингвистов - Винокура Г.О., Гака В.Г., Даниленко В.П., Лейчика В.М., Гринева С.В., Чупилиной Е.И. и других о функциональной природе термина, следствием которой является признание языка науки функциональной разновидностью общелитературного языка.

Включение в словарь (или словник) терминов базируется на критериях, которые рассматриваются в работах Гринева С.В., Новодрановой В.Ф., Фельдман СВ. В качестве критериев рассматриваются: важность (семантическая ценность), частотность, системность, нормативность (например, длина).

Термины, терминосистемы и терминология как целый лексический пласт были предметом анализа многих работ лингвистического, логического и конкретно научного содержания. Однако с годами интерес к различным проблемам терминологии и теоретической и практической направленности неизменно возрастает. Это вызвано необычайным ростом значимости терминологии в современном языке, что является отражением особой роли науки в современном обществе.

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой лексему «кинематограф» представляет как многозначную: «1. То же, что кинематография. 2. То же, что кинотеатр». «Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности, а также отрасли деятельности, связанные с производством кинофильмов» [Ожегов 1999]. В настоящее время термин «кинематограф» является более употребительным, он и используется в качестве обозначения устаревающего термина «кинематография» в данной работе.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что к терминологии кинематографа относятся те специальные названия, которые характеризуют его как искусство и техническую отрасль, то есть обозначения средств, материалов и инструментов, необходимых для создания кино, а также названия видов произведений кинематографа; термины, характеризующие особенности этих произведений: жанры и направления; названия лиц, занимающихся кинематографом. Для анализа нами выбраны наиболее значимые и частотные термины кинематографа. Таким образом, в данной работе исследуются:

Таким образом, в данной работе будут исследованы:

- названия жанров кинематографа;

- наименования специалистов, обслуживающих кино;

- названия технических понятий кинематографа.

Для того чтобы проследить формирование терминологии кинематографа в русском языке, необходимо рассмотреть основные этапы развития искусства и техники кино.

Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной пленки, аппарата хронофотографической съемки, проектора быстро сменяющихся изображений.

Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881гг.), затем американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887г. и Дж. Истменом в 1889г. была создана горючая целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882г.), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888г.), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889г.), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891г.), «фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892г.). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893г.) [Нечай 1989].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация