Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования

Современное образование » Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования

Страница 1

В любом обществе воспитание преследует определенные цели, в основе которых лежит, как правило, конкретно-историческое представление о благополучной жизни и людях, которые могли бы создать ее и были бы ее достойны. Иными словами, перед педагогикой всегда стоит вопрос об идеале человека, которого надо вырастить. Проблема идеала человека, которая определяет цели воспитания, стоит и в наше время, когда проходит деформация прежних общественных отношений и конструирование отношений нового типа. Как говорили древние, пришли иные времена — нужны иные имена. Вполне естественно, что ныне делается акцент на развитии индивида, и потому создается система воспитания, учитывающая этот акцент. Однако существует опасность игнорирования соборного начала в жизни российского общества, его коллективных традиций, одним из выражений которых являются гражданско-патриотические позиции, единство духовной жизни и культуры. Высказываемые идеи о полноте и гармонии бытия как идеале жизни общества в целом и каждого отдельного человека не принесут удовлетворения и счастья, если не будут связаны с принципами социальной справедливости, народовластия, единства народов нашей страны.

Реформирование и совершенствование всех сторон жизни общества зависят от многих факторов и, прежде всего, от непосредственного участия в этих процессах личности. Кризисные и критические ситуации, возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества, требуют от человека физического, психического, социального здоровья для эффективной социализации; определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории. И поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования. Она дополняет государственные структуры, поскольку отражает более широкий спектр мнений по проблемам развития и образования детей и подростков.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и актуализирует внимание и поддержку со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Под дополнительным образованием мы понимаем тип образования, объединяющий воспитание, обучение, развитие в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.

Дополнительное образование детей – организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация