Дополнительное образование детей – своеобразный педагогический феномен, направленный на:
- охранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме;
- удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире;
- организацию активной творческой жизнедеятельности детей;
- сознания и развития пространства детского благополучия.
К функциям дополнительного образования мы относим:
- учебно-информационную,
- ценностную,
- личностно-образующую,
- психолого-терапевтическую,
- обеспечение занятости детей в свободное время,
- функцию социальной адаптации.
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и включает в себя:
- рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
- организацию и формирование нового социального опыта;
- психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии;
- персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования (дополнительных образовательных программ).
Умение организовать свою деятельность во времени является важнейшим фактором успешности любого человека. Дети должны иметь свободное время, чтобы учиться организовывать, планировать свою деятельность, отдых. Важно, что, во-первых, выбирая себе интересное направление деятельности в системе дополнительного образования, ребенок имеет возможность выбрать и педагога.
Во-вторых, руководитель детского творческого объединения часто становится образцом в увлекательном для воспитанника деле.
В-третьих, общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно, открытыми.
Одной из задач дополнительного образования детей является оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. В работе педагогов учреждений дополнительного образования это проявляется в следующем:
- целенаправленная социализация личности осуществляется в результате максимальной открытости педагогического процесса, использующего все резервы социально-приближенной среды;
- целенаправленно отбирается содержание деятельности объединений как адекватно профессиональное, дающее возможность накопления опыта в определенной сфере профессиональной деятельности;
- целенаправленное методическое оснащение внеучебной деятельности как пространства для «выхода» в профессию;
- целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий с позиции их значимости для поддержки профессионального самоопределения подростка.
Вид деятельности в учреждении дополнительного образования ребенок чаще всего выбирает, опираясь на те же способности и интересы, которые он проявляет и в школе. Таким образом, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение учебы в школе и досуговой деятельности.
Теоретические основы дополнительного образования – одна из наименее разработанных проблем педагогики. К числу дискуссионных вопросов относится проблема цели дополнительного образования.