А.Г. Асмолов определил ее, как формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству.
В.А. Горский в «Концепции дополнительного образования» в качестве цели дополнительного образования выделяет социально-педагогическую поддержку личности ребенка.
Основная цель социально-педагогической поддержки – создание такого рода психологических, образовательных и, если необходимо, бытовых условий, чтобы ребенок в будущем мог профессионально и личностно реализовать себя на уровне, соответствующем его возможностям, с одной стороны, и его индивидуальности – с другой.
Истоки идеи социально-педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки, сформулированной О.С. Газманом. Педагогика свободы, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей, путей преодоления препятствий, мешающих ему достигать
Социально-педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С. Газманом:
- ребенок не может быть средством достижения педагогических целей;
- самореализация педагогов – в творческой самореализации ребенка;
- всегда принимай ребенка таким, какой он есть;
- все трудности преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинство своей личности и личности ребенка;
- дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание – диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- доверяя, не проверяй.
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться.
Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.
Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.
Условия для управления социализацией создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: