Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Современное образование » Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх » Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Страница 2

Ценный вклад в учение о развитии детской памяти внес И. М. Сеченов. К изучению психических процессов, и, в частности процессов памяти у ребенка он подошел с позиции, выдвинутой им рефлекторной, теории психики развитой в дальнейшем И.П. Павловым. Согласно этой теории, организм не только воспринимает внешние воздействия, но и отвечает на них тем или иным двигательным актом, благодаря нервным путям, идущим от органов чувств через мозг к мышцам.

Объясняя процесс возникновения и закрепления следов в мозгу, И. М. Сеченов исходил из того, что след сохраняется не только от качества внешнего предмета, но и от пространственно-временных связей. Нервная система фиксирует каждое явление не само по себе, а в соответствии с его принадлежностью к определенной группе других явлений, соотнесенных между собой в пространстве и времени. Поэтому с самых первых шагов психического развития ребенка следы в его центральной нервной системе складываются не в виде калейдоскопического хаоса, а в определенной системе. Это положение имеет принципиальное значение для понимания памяти ребенка. Каждое впечатление, в силу того, что оно отражает реальные отношения вещей как бы «регистрируется» мозгом во всей совокупности его пространственных и временных связей, а также по сходству с впечатлениями, которые возбуждают в нервной системе те же самые пути.

B работе И.М. Сеченова представлена одна из первых попыток в истории психологии - наметить материалистическую теорию памяти. Необходимо подчеркнуть также, что И. М. Сеченов не сводит память к одному лишь запечатлению, а характеризует её, прежде всего типом организации запечатлеваемых представлений, связанным с активной мыслительной деятельностью человека, подчеркивая, что процессы запоминания протекают по строгим законам, зная которые можно овладеть механизмом памяти.

Новый подход в изучении памяти осуществлен в трудах крупнейших отечественных психологов — П.П. Блонского и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, З.М. Истоминой.

П. П. Блонский в книге «Память и мышление» развивает генетическую теорию памяти. Он выделяет четыре основных вида памяти: моторная память (память-привычка), аффективная, образная и вербальная память. Возникают эта виды памяти у ребенка далеко не одновременно, а именно в данной последовательности, один за другим. Так, наиболее ранним, элементарным видом является моторная память.

Вскоре после моторной памяти выступает аффективная (эмоциональная) память. Она проявляется в аффективных реакциях и наступает еще до непосредственного действия стимула, ее вызывающего.

Более высокими ступенями развития памяти являются образная и вербальная память. Образная память, по словам П. П. Блонского, связана с первыми зачатками свободных воспоминаний. Первые свободные воспоминания наблюдаются уже на втором году жизни. Именно с этим фактом, по мнению П.П. Блонского, следует связывать начало образной памяти. Простое наблюдение, как утверждает П. П. Блонский, показывает, что если раннее детство является возрастом максимально интенсивного приобретения привычек, то оно же обнаруживает в дошкольном возрасте «гегемонию так называемого образного мышления, образной памяти». Яркие образы присущи скорее детскому возрасту, а не зрелому.

Позже всех других видов памяти развивается память-рассказ, или словесная (вербальная) память. Представляя собой высший уровень памяти, память-рассказ в свою очередь не сразу выступает в совершенных формах. Она в своем развитии проходит несколько стадий. На начальных стадиях рассказ — это только словесное сопровождение действия, далее слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация