Разработанные положения определили направление и характер конкретных исследований по изучению развития памяти в онтогенезе. Среди них наибольшую значимость имели две проблемы: соотношение произвольной и непроизвольной памяти и характеристика мыслительных операций в процессах запоминания.
З.М. Истомина исследовала различные вопросы развития и формирования памяти детей дошкольного возраста. В книге «Развитие памяти» дана характеристика памяти детей дошкольного возраста по разным возрастным группам, отражены проблемы соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников, зависимость запоминания от характера деятельности. З.М. Истомина исследовала процесс выделения и осознания ребенком мнемической цели, пути формирования приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста.
В настоящее время широкое распространение получили исследования памяти в рамках когнитивной психологии. Память рассматривается как совокупность процессов приема, трансформации, хранения и из влечения информации. Ход процесса переработки и хранения информации представляется в виде функциональных схем.
Результаты изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста, полученные в исследованиях психологов, педагогов, физиологов позволяют указать на пути успешного развития памяти у дошкольников, что весьма важно для подготовки их к школе. Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития процессов памяти у ребенка имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Развитие у ребенка дошкольного возраста зрительной памяти является необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.