Учебная деятельность является для ученика ведущей, но она не дает ему полноценного развития, т. к. знания которые он получает «фрагментарны». Мир, реальность ребенка и знания которые он получает, разрознены и в связи с этим прослеживается разрыв в системе образования. В разрыве между знаниями получаемыми ребенком в школе и тем, что происходит в мире, в реальности и состоит проблема данной работы. На место классно-урочной системы должна прийти траекторная школа, в которой осуществляется дидактический дизайн под ближайший шаг роста сознания и антропологии учащегося [7, с.204].
В зависимости от методов обучения на природном объекте можно использовать такие формы его организации, как экскурсия, практическое занятие или работа, учебно-исследовательское занятие или исследование.
По мнению М.В.Гусева, в России одним из принципов биологического образования становится региональный подход, т.е. изучение природы родного края [2, с.25-30]. Наиболее адекватной формой такого образования можно считать экскурсии. По В.Музалеву, экскурсии соответствуют информационно-рецептивному (или объяснительно-иллюстративному) методу. На экскурсии экскурсовод (учитель, специалист или подготовленный ученик) дает группе школьников информацию в прямой связи с непосредственно наблюдаемыми ими объектами, явлениями и процессами, происходящими у них на глазах в естественных условиях. Экскурсии классифицируются в соответствии с их дидактическими целями. Так, вводные экскурсии целесообразны при изучении нового материала. Есть экскурсии, сопровождающие сам процесс его изучения. Третий вид экскурсий - итоговые экскурсии, закрепляющие уже изученное.
Экскурсия как ключевая форма обучения на природном объекте
Экскурсионные формы занятий занимают ключевую позицию при построении учебного процесса на основе изучения природного объекта и от успешности их проведения зависит эффективность использования других форм, которые фактически являются подведением итого экскурсии (обработка собранного материала, исследовательские задания, доклады).
Экскурсия - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении [22, 217] .
При построении учебного процесса на основе изучения природного объекта экскурсия занимает ключевую позицию, от успешности ее проведения зависит эффективность использования других форм занятий по изучению природного объекта и усвоению учебного материала.
Экскурсия - древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработаны [23, 538].
Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану - наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.