Совершенствование личности школьника предполагает формирование у него разнообразных способностей, которые в основе своей развиваются в деятельности. В младшем школьном возрасте эта задача решается в процессе организации традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми. Одной из тенденций насыщения музыкальных занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом их творческого потенциала является использование музыкальной импровизации. Прежде чем рассматривать сущность вопроса, позволим себе остановиться на состоянии проблемы, импровизации в теории и практике в целом. Импровизация, как указано в словаре, - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения.
Импровизация - первичный и самый древний вид творчества. Она присутствует в повседневной жизни человека, искусстве, игровом спорте, политике. Например, в живописи это - наброски, рисунки с натуры, выражающие первичную мысль, первичные впечатления. В актерском мастерстве - сценическая игра, не обусловленная зафиксированным драматическим текстом и не подготовленная на репетиции. В музыкальном и литературном искусствах - сочинение непосредственно в процессе исполнения. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла. Это сложно и привлекательно, и потому не случайно во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей музыкантов, художников, танцоров, поэтов, актеров, ораторов, спортсменов [52, c.92-94].
Импровизация проявляется в различных видах искусства и сущность ее в них рассматривается различно. Если мы обратимся к истории музыкального искусства, то обнаружим, что такой вид творчества, как импровизация, был достаточно популярным в разное время. Импровизация широко использовалась в вокальной народной музыке-фольклоре, особенно у русских исполнителей. Записи народных песен показали, что при исполнении куплетов одной и той же песни ее подголоски обычно импровизировались певцами.
Обычно музыканты (певцы и исполнители) передавали песни и инструментальные наигрыши по слуху. Такие импровизации опирались на единожды выработанные формы музыкального мышления и устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов. Простейшим импровизационным методом было свободное варьирование - так народные музыканты добивались постоянного обновления и обогащения найденного музыкального образа [52, c.94-95]. В средние века импровизация получает распространение в вокально-культовой музыке. В монастырях при исполнении канонов прибегали к импровизации (юбиляциям) из-за приблизительной, неполной записи звуков. Со временем методы импровизации становились все более определенными, регламентированными. Высокого художественного уровня импровизация достигает в светских музыкальных жанрах эпохи Возрождения, когда в композиторской и в исполнительской практике наблюдаются многообразные приемы преломления мелодий. Так, в сольных инструментальных концертах пианистов XVII-XVIII веков финалы сочинений - каденции - принято было импровизировать. Во времена венских классиков композиторы даже специально не дописывали эти каденции, предоставляя исполнителю право завершить ее. Непревзойденным мастером импровизации, по словам современников, уже с детских лет являлся юный Вольфганг-Амадей Моцарт. Композитор Бетховен, в свою очередь, сумел преодолеть строгость великого маэстро В. - А. Моцарта тем, что предоставил его вниманию импровизацию на заданную тему. В XIX веке венгерский композитор и пианист-виртуоз Ференц Лист покорял современников также и как импровизатор [52, c.97].
В начале XX века знакомство с мастерством-исполнителя - импровизатора продолжил кинематограф. Великого немого, говорящего жестами и мимикой, невозможно представить без музыкальных импровизационных иллюстраций. Именно они создавали особый колорит немого кино, его особое очарование.
Большую популярность в XX веке приобретает джазовая импровизация. Как известно, джаз прошел в XX веке стремительную эволюцию, его нынешний художественный статус, как ни парадоксально, во многом тот же, что и в пору сенсационного появления на европейской сцене. Без преувеличения, джаз - это уникальный импровизационный и, одновременно, профессиональный по самым строгим меркам, интернациональный музыкальный вид. Джазовая импровизация поэтому представляется весьма ценным музыкально-креативным звеном между западной и восточной традициями, изучение которого помогает осмыслить глобальные художественные процессы.