Импровизация как стимул творческой деятельности в теории и практике

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Импровизация как стимул творческой деятельности в теории и практике

Страница 3

пластические импровизации, нацеленные на создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы моря, непогоду, рассвета; образы танцоров под разную жанровую музыку, образы персонажей);

инструментальные импровизации позволяют детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах: ударных для свободного ритмического сопровождения к пьесам, звуковых (флейты, лиры, металлофоны и др.) - подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям;

изобразительные импровизации, целью которых является создание произведений изобразительного творчества под музыку: пейзажи, эскизы костюмов для действующих лиц балетов и опер, оформление программ и афиш, цветовая абстракция, раскрывающая разные состояния природы и души человека;

вокальные импровизации, способствующие развитию вокально-слуховых способностей. Подразумевают озвучивание имен, задание "вопрос - ответ", знакомство, звукоподражание, завершение мелодии, сочинение с опорой на определенную интонацию и характерных коротких песенок [1, c.34-35].

Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом, не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные "вопросительные", "незавершенные" интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены. Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Так же хотелось бы отметить психоэмоциональный аспект. Большая часть проблем, возникающих на уроках импровизации, находится именно в этой сфере. Главным условием в проведении уроков импровизации, как формы спонтанного творческого самовыражения ученика, является наличие психологического комфорта. Особенно это необходимо с "зажатыми" детьми, имеющими весьма скудный запас выражаемых эмоций.

С первого занятия по импровизации при выполнении простейших заданий ученик должен почувствовать "успешность" своих "деяний", "невиданных завоеваний". Главными внешними оценочными действиями педагога, адресуемых ребенку, должны быть чувства - "восхищение", "радость", "удивление", "изумление" (при внутреннем, конечно, терпении и хладнокровии; тактика подавления должна быть исключена). Эта психоэмоциональная атмосфера уроков важна тем, что через "восхищение" и тактичность педагога должны развиваться азарт ученика и его вера в собственную творческую неповторимость, а подчас и "уникальность". В свете вышесказанного не всегда уместны арифметические оценки (хотя бы на первом этапе обучения), здесь опять-таки важно учитывать индивидуальность ученика.

Страницы: 1 2 3 

Навигация