Общая характеристика и ведущая деятельность подросткового возраста

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Общая характеристика и ведущая деятельность подросткового возраста

Страница 1

Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные особенности. Поэтому интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростничестве растет. Содержательная характеристика этого возраста дана в работе Конна.

В традиции культурно-исторической концепции подростничество рассматривается как критический возраст. А определенный возраст в жизни ребенка характеризуется следующими параметрами:

- формой отношений, в которые ребенок вступает со взрослыми в данный период;

- основной, или ведущей деятельностью, которая представляет собой форму разрешения предшествующего возрастного кризиса;

- основными психическими новообразованиями [3].

Средний школьный возраст (10-15 лет) совпадает с обучение в школе второй ступени (6-9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

У подростков идет бурный рост тела, кости приобретают упругость и продолжается процесс окостенения скелета.

Характерная особенность данного возраста - половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживание.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. У подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей среды с учебным материалом - характерная особенность учеников данного возраста. У детей в это время также происходят сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Появляется способность к абстрактному мышлению, появляется критичность, подросток склонен к спорам и возражениям.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии, поэтому так важно помочь ребенку в данный период самоопределиться.

Самоопределение ребенка при выборе будущей деятельности будет несколько точнее, если он сам попробует поучаствовать в некоторых ее видах. Основными видами деятельности детей и подростков являются - игра, учение, труд. По направленности выделяется - познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность. Появляется особый и в данный период сложный вид деятельности - общение.

Педагог готовит условия (мотивирует, вызывает внутреннюю потребность, заинтересованность) для учебной деятельности, в которой будет задействован ученик, готовит (ищет, подбирает) среду, в которой будет проходить учебная деятельность [1, с.62-90].

Страницы: 1 2

Навигация