Вопрос о ведущей деятельности в подростковом возрасте является предметом многочисленных дискуссий психологов и педагогов: в качестве таковой предлагается считать интимно-личностное общение (Д.Б.Эльконин), общественно-полезную, значимую деятельность (Д.И.Фельдштейн), деятельность пробы (К.Н.Поливанова), исчезновение деятельности вообще (Б.И.Хасан, Б.Д.Эльконин) и т.д.
Д.Б.Элькониным и Т.В.Драгуновой было установлено, что в подростковом возрасте возникает интерес к своей личности и начинают складываться более или менее отчетливые представления о ней. При этом подростки обращаются к анализу своей личности как средству, необходимому для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими. Именно благодаря деятельности общения и ориентации на себя при решении задач на взаимоотношения, делают вывод эти авторы, и возникает новый уровень самосознания.
Д.И.Фельдштейн считает, что в специально задаваемой общественно-полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости.
Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания.
При всем многообразии внешних проявлений деятельности внутренняя сущность, предмет ее - способы построения человеческих отношений в совместной деятельности; то есть эта деятельность социальна по своей цели, вне зависимости от того, на каком материале она строится.
Вместе с тем мы обнаруживаем, что в настоящее время практически отсутствуют культурно организованные формы реализации социальной деятельности подростков и юношества, а следовательно, источник развития ребенка в этом возрасте находится, как правило, вне школы. А главная деятельность, организуемая школой - учебная - в лучшем случае нейтральна по отношению к развитию ребенка.
Задача смены педагогической стратегии в период перехода из младшего школьного возраста в подростковый очевидна. Поэтому закономерно встает вопрос об организации такой деятельности, которая была бы адекватна интересам и потребностям ребенка в различных сферах, и которая бы заключала в себе оптимальные возможности для реализации этих потребностей.