В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то есть карта рассматривается как объект изучения, а также знания географического содержания, то есть когда выступает как источник знаний (и как средство наглядности). Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями и объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования. Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и экологических проблем, в раскрытии различных аспектов взаимодействия и функционирования природы и общества. Располагать набором настоящих (не учебных) обзорно-географических и топографических карт своего края, района, области. Работа с этими картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении природы, населения и хозяйства родного края. В последние годы практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы. Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт – является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.
Во вторую группу средств обучения объединяются наглядные пособия.Наглядность – один из основных принципов преподавания учебных предметов. Создание ярких образов, представлений способствует усвоению знаний. Разумеется, что процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели, картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает свойства, внутренние и внешние связи объекта или явления с другими объектами или явлениями, вскрывают те их стороны, которые непосредственно зрительно не воспринимаются.
Однако такая высокая ступень познания строится на законах реально воспринимаемого мира. В процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, активизирует и конкретизирует его. Одним из традиционных и старейших средств обучения географии являются картины. Учебные картины – это всегда обобщенное воспроизведение реальных объектов и, в отличие от фотографий подчеркивают главные, существенные признаки объекта или явления, что позволяет, с одной стороны, получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях предмета, а с другой – сравнительно легко отделить главное от второстепенного. Учебные картины могут быть использованы в разных дидактических целях: при изучении нового материала, его повторении и закреплении, а также для проверки уровня освоения учащимися полученных знаний.
К этой же группе средств наглядности относятся и таблицы по географии, обладающие большей степенью условности, чем картины. Таблицы предназначены в первую очередь для создания зрительной интерпретации цифрового материала, для раскрытия физико-географических процессов и явлений, для показа природных и производственных структур, их связей и отношений. Таблицы относятся к группе условно-графических пособий. В зависимости от способа изображения и подачи учебной информации они подразделяются на иллюстрированные, состоящие из ряда рисунков, сопровождаемых кратким пояснительным текстом; графические, изображающие объект или явление в виде диаграмм, чертежей, графиков т.д.; смешанные, представляющие собой сочетание иллюстрированного, текстового материалов. Иллюстрированные таблицы состоят из ряда частей, изображающих тот или иной графический объект.