Сфера применения и роль вычислительных машин в повышении эффективности деятельности человека должны быть раскрыты учащимся прежде всего в процессе практического использования ЭВМ для решения разного рода задач в ряде учебных предметов. При этом необходимо, чтобы совокупность этих задач охватывала все основные области применения ЭВМ. Школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительной работы в курсах математики, физики, химии, анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ, исследовании функций в курсе алгебры, построении и анализе математических моделей [16, c. 50].
Цель учебных программ – помочь ученику в его познавательной деятельности, работе на уроке. Использование учебных программ осуществляется при участии и под руководством учителя. С помощью учебных программ можно выполнить разнообразные вычислительные операции, анализировать функции, строить и исследовать математические модели различных процессов и явлений, использовать графику машины для повышения наглядности изучаемого материала.
Разговор о месте компьютера в учебном процессе будет неполным, если не показать его возможности в познании учащимися самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и личностной рефлексии. Значение ее в учебной деятельности трудно переоценить. Чтобы сформировать полноценную учебную деятельность, недостаточно выработать у учащегося систему знаний о предметном мире. Он должен овладеть своей деятельностью, знать, как он анализирует условия задачи, каковы его стратегии поиска решения, то есть у него должен выработаться рефлексивный механизм саморегуляции. В конце концов всё это необходимо для формирования целостного представления о самом себе как о личности, становления устойчивого «образа Я».
С какого возраста можно обучать детей с помощью компьютера. При решении этого вопроса следует учитывать ряд факторов, причем не только психологических. Имеет большое значение и количество компьютеров, и рост их дидактических возможностей. Если абстрагироваться от этого, то вряд ли можно говорить о каких-то противопоказаниях к применению компьютеров даже в младших классах. И теоретические доводы, и экспериментальные данные показывают, что при этом может быть получен значительный образовательный эффект [17. c. 178-180].
Возможности компьютерной программы Graf 16
Стандартная методика введения двух понятий - функция и график основывается на изучении свойств функций и закреплении материала на конкретных примерах.
Выработка у большинства учащихся умения пользоваться минимумом знаний, связанных с изучением функций, вызывает проблемы.
Для решения ее можно с высокой эффективностью понимания и запоминания материала использовать компьютерные программы. При проведении уроков математики для легкости понимания и лучшего запоминания материала можно использовать компьютерную программу построения графиков ”Graph 16”.
Использование на уроках математики программы позволяет усиливать внимание учащихся, представляя излагаемый материал в доступной наглядной, интересной форме:
выбирать удобный способ разметки осей;
использовать разные цвета и толщину линии;
вызывать ранее построенные графики;
изменять размеры отображаемой на графике области, одним нажатием кнопки двигать эту область по плоскости;
строить в одной координатной плоскости несколько графиков;
сохранять в файле и печатать все построенные графики.
Компьютерная программа построения графиков ”Graph 16” обладает широкими возможностями, которые можно применять для активизации процесса усвоения материала:
позволяет рассматривать графики более сложных функций;
на координатной плоскости построить график функции от одной переменной;