Разработка методики изучения свойств функций на основе теории поэтапного формирования умственных действий, ориентированной на компьютерную программу "Graph 16"

Современное образование » Разработка методики изучения свойств функций на основе теории поэтапного формирования умственных действий, ориентированной на компьютерную программу "Graph 16"

Наверное, сколько бы ни существовало человечество, и какая бы жизнь ему ни была уготована в дальнейшем, оно всегда интересовалось тремя вопросами: кого учить, чему учить и главное - как учить. На наш взгляд из триады этих вопросов последний наиболее интересен. На данный момент существует большое количество различных методик, теорий обучения. Среди них можно выделить наиболее известные, причем не только в учительских кругах, например, теория развивающего обучения, теория проблемного обучения. Особое место занимает теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Усилия учителя, направленные на выявление пробелов в знаниях учащихся, их учет, а затем ликвидацию, не приводили к желаемому результату. Выход из создавшегося положения учитель нашел, обратившись к теории поэтапного формирования умственных действий.

Главное в системе обучения циклическая организация процесса обучения, позволяющего научить каждого ученика самостоятельно приобретать теоретические знания и успешно применять их на практике.

Как установлено исследованиями П.Я. Гальперина и его учениками для того чтобы сформировать полноценное умственное действие, чтобы ученик приобрел прочный навык или хорошее умение в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов: действие с предметами, перевод этих действий в громкую речь, проговаривание про себя, перевод во внутреннюю речь, интериоризация процессов мышления.

Возможности информационных технологий позволяют реализовать последовательно каждый из этапов теории Гальперина. Перечислим эти возможности: запись и воспроизведение речи, использование одновременно нескольких сред (компьютерной графики, текста, звука, возможности вернуться в любой момент к предыдущему моменту программы) и пр.

Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения.

Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.

Сам факт проведения урока математики в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше.

От внешней мотивации появляется интерес к предмету математика. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.

Итак, использование компьютера на уроке математики развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.

Для лучшего понимания и быстроты запоминания учениками учебного материала целесообразно использовать компьютерные технологии. При проведении уроков математики можно использовать компьютерную программу построения графиков ”Graph 16”. Особенно использование этого пакета будет актуально при изучении темы “Функции”.

Использование на уроках математики ”Graph 16” позволяет активизировать внимание учащихся, представляя излагаемый материал в доступной наглядной форме, интересной для учащихся. Применение компьютерных технологий при обучении математики приведет к воспитанию у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческому отношению к учебной деятельности математического характера.

Проведенная исследовательская работа по теме «Область определения функции» показала, что применение компьютера в обучении повышает не только интерес к предмету, но и успеваемость учащихся. Учащиеся творчески и с удовольствием решали задачи, затратив при этом меньше времени, чем при обычном решении задач.

Целью работы является разработка методики изучения свойств функций на основе теории поэтапного формирования умственных действий, ориентированной на компьютерную программу ”Graph 16”.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу о методике формирования умственных действий и об использовании компьютеров в учебном процессе.

Изучить методическую литературу об изучении свойств функций.

Выделить систему действий, которые реализуются учащимися при изучении свойств функций в 7-9 классах.

Разработать рекомендации по методике изучения свойств, в частности, составить комплекс задач по теме "Функция".

Теоретический материал, связанный с изучением свойств функций, имеют достаточно большой понятийный аппарат, для освоения которого учащимся необходимо овладеть приемами умственных операций. В этой связи в данной главе рассмотрен процесс формирования умственных действий в школе, описаны основные этапы теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и показано отражение этой теории при обучении математике в школе.

Навигация