Методические аспекты использования витагенного обучения в формировании понятий на уроках информатики

Современное образование » Формирование научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики » Методические аспекты использования витагенного обучения в формировании понятий на уроках информатики

Страница 1

Педагогический процесс всегда взаимодействие. В педагогическом взаимодействии роль опоры, обеспечивающей совместную деятельность учителя и учащихся, выполняет сотрудничество. Чем выше уровень его организации, тем успешнее идет педагогический процесс.

Функциональное сотрудничество возможно. Для этого необходимо сделать учащихся равноправными участниками обучения, когда они будут выполнять роль носителя знания, когда учитель оказывается на положении реципиента.

Источником информации для достижения такого рода является жизненный (витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был. В таком случае используется витагенное обучение. Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Жизненный опыт - витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения [2, с.133].

Если человек не прожил события, они могут откладываться в его памяти как нечто случайное, несущественное, не заслуживающее длительного срока хранения. В этом случае мы можем говорить не о жизненном опыте, а всего лишь об опыте жизни. Это далеко не одно и то же.

Таким образом, опыт жизни - это витагенная информация, связанная лишь с осведомленностью человека о тех или иных сторонах жизни и деятельности, не имеющая для него достаточной ценности [2, c. 133].

Жизненный опыт - результат серьезного анализа событий, их оценки. Решающее значение в развитии человека имеет то, как люди осознают и интегрируют свой жизненный опыт. В этом их отличие друг от друга.

Речь идет не о простом соединений школьных знаний с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению.

С научных позиций процесс перехода витагенной информации в жизненный опыт имеет следующие стадии и уровни [2, с.135]:

1) Первая стадия - первичное, нерасчлененное, недифференцированное восприятие витагенной информации.

2) Вторая стадия - оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации с общечеловеческих, групповых гностических позиций, затем с позиций личной значимости, когда происходит отсеивание информации.

3) Третья стадия - установочная. Личность либо стихийно, либо осмысленно создает установку на запоминание данной информации с приблизительным сроком хранения. Сроки хранения определяются значимостью информации, ее жизненной практической направленностью.

Это определяет и уровень ее усвоения.

Первый уровень - операционный. Установка на слабое запоминание. Информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе.

Второй уровень - функциональный. Установка на более длительные сроки хранения информации. Используется в ситуациях выбора.

Третий уровень - базовый. Установка на длительное запоминание, наибольшая значимость информации для самореализации в образовательном процессе.

Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.

Это анализ с научно-теоретических позиций. В рамках обыденного сознания, житейского толкования, перехода витагенной информации в жизненный опыт выглядит следующим образом. События отражаются в сознании, чувствах человека, оставляя определенный след.

Недооценка жизненного опыта у школьников связана чаще всего с тем, что педагоги видят в успехах или неудачах детей либо негативное отношение к предмету, к учебе, либо недостаток общего развития, способностей, неблагоприятных личных взаимоотношений и пр. При этом уходит главное: учение не есть одноплановый процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков. Это, прежде всего, процесс равного взаимодействия между учителями и учащимися. В его основе не столько передача, сколько обмен, причем традиционная педагогика имеет в виду когнитивный обмен (обмен знаниями), но не витагенный (обмен жизненным опытом). К последнему обращаются лишь в случаях, когда витагенная информация необходима для осознания проблемной ситуации или для иллюстрации выдвигаемых положений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация