Незнание - т. е. движущая сила, побуждающая человека развивать свои познавательные потребности, интересы. Человек всегда стремится познать самого себя. Без этого невозможно его существование и саморазвитие. Сознание и самопознание - две стороны единого процесса. Иногда человек сознательно отказывается знать. Это происходит в тех случаях, когда ему важно неведение в чем-то таком, что вызывает нежелательные эмоции. Такое незнание можно назвать охранительным.
3-е условие: формирование представлений о многомерности образовательного процесса.
Любой человек воспринимает мир в самых разных плоскостях: как мысли, чувства и как деятельность. Мир мыслей бесконечен, как и наша Вселенная. Мир чувств человека менее безграничен. Чувства классифицируют по видам, формам, устойчивости. Чувства - побудитель мысли, способ ее выражения. Деятельность - способ материализации мыслей и чувств, источник их развития, пополнения. Деятельность - форма взаимодействия личности с окружающим миром, система поступков, линия поведения.
В образовательном процессе эта многомерная связь далеко не очевидна. Современные гуманистические подходы предусматривают двустороннее движение, расширение рамок образовательного коридора, сочетание знаниевых, эмоциональных, деятельностных путей педагогического взаимодействия. Формула проста: от жизненного опыта ребенка к знаниям, от знаний к жизненному опыту и обратно.
В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель не столько информатор, сколько вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать успехам и неудачам.
Тогда образование приобретает главный социальный смысл - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т. е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно.
4-е условие: опора на подсознание личности.
В подсознании хранится главный и резервный запас витагенной информации. Опора на подсознание в витагенном обучении дает, прежде всего, творчество и фантазию учащихся в самых разных проявлениях образовательного процесса. Чем больше мы даем учащимся возможности обращаться к своей фантазии, к своему творчеству, тем активнее мы используем витагенный опыт в образовательном процессе.
Адаптивная технология изучения витагенного опыта участников образовательного процесса при формировании научных представлений школьников содержит следующие шаги:
1. Выявление содержания витагенного опыта с помощью визуализации.
2. Выявление витагенного опыта с помощью экспресс-опроса.
3. Выявление витагенного опыта с помощью его вербализации всеми участниками образовательного процесса.
4. Анализ витагенного опыта. Выявление его характера и объема, установление связей между ними.
5. Определение базового, устойчивого, существенного и личностно-значимого ценного опыта.
6. Определение оснований для классификации витагенного опыта, его классификация. Объединение научной информации.
7. Определение возможности целенаправленного педагогического воздействия в условиях формирования научных знаний.
8. Определение условий для использования витагенного опыта при конструировании научных знаний.
9. Привлечение витагенного опыта участников образовательного процесса к формированию научных представлений школьника [2, с. 146].
Предложенная технология является адаптивной в силу ее гибкости, мобильности, устойчивости при условии системного использования с учетом содержания и значимости каждого из представленных шагов, позволяющих при возможных отклонениях от ожидаемых результатов производить ее трансформацию и модификацию.
Раскрывая сущность витагенного обучения, необходимо сказать, что витагенный опыт необходим не только для того, чтобы сделать сотрудничество действительным, желаемым педагогическим взаимодействием. Он нужен для того, чтобы воспитать ценностное отношение к знанию и незнанию; для учета потенциальных возможностей личности как лежащих на поверхности, так и скрытых для внешнего обозрения.