Индивидуальный жизненный опыт уникален. Он может быть и ошибочным. Поэтому важно учитывать коллективный жизненный опыт. Жизненный опыт отдельного ученика сам по себе в витагенном обучении не самоценен, он приобретает образовательную значимость лишь в соотношении с жизненным опытом других, когда находятся наиболее значимые точки соприкосновения. Совокупность индивидуальных опытов - не механическое соединение. Она дает новое витагенное качество.
Жизненный опыт в этом контексте не отрицает важную роль информации о жизни. Иными словами, то, что прожито самим человеком, обязательно соотносится с опытом других людей. Это дает возможность осознать источники собственных успехов или неудач. Поэтому необходимо учитывать и косвенный жизненный опыт, который оказывает влияние на уровень ожиданий личности и пути достижения успеха.
Жизненный опыт личности уникален, неповторим. И школьники, и родители, и учителя отличаются неповторимыми особенностями, индивидуально-психологическими и характерологическими качествами. Но все это поддается определенной типизации, классификации, учету, отслеживанию.
Уникальность витагенного опыта и субъектность личности в образовательном процессе - неразделимы. Больше того, учитель становится властителем дум ребенка не в том случае, когда внушает ему мысли, идеи, а когда делится с ним своим опытом, объясняя причины собственных удач и поражений. Суть педагогического взаимодействия не столько в передаче информации в цепи учитель-ученик, сколько в обмене витагенным опытом.
Рассмотрим главные условия, при которых витагенная информация может стать педагогическим инструментом образовательного процесса.
1-е условие: воспитание ценностного отношения к научному знанию.
В процессе обучения существуют традиционная логика трансляции (передачи знаний) и логика деятельности реципиента (получателя знаний). Логика проста: я передаю знание, ты его получаешь и докажи, что это знание усвоено тобой, стало твоим достоянием. Реализуется это, как правило, в пределах одной плоскости: от учителя к ученику, от ученика к учителю. В центре внимания - сам процесс передачи знания. Знания рассматриваются как средство достижения целей, а не как цель приобретения научного знания.
То научное знание приобретает ценность для учащихся, которое они воспринимают как личностно значимое. Таким образом, опора на жизненный опыт личности - главный путь превращения образовательных знаний в ценность.
Житейские представления учащихся отличаются от научных. Степень расхождения между ними может быть различной: несовпадение, противоречие, противостояние, взаимоисключение. Педагогическая деятельность в рамках витагенного образования должна быть направлена на «сведение» научного и житейского смыслов.
Развитие научных знаний начинается чаще всего с вербальных обозначений. Без опоры на витагенную информацию научные знания не приобретут для учащихся ценностный характер. Поэтому для учителя главной становится задача, как перевести новый материал на язык собственного опыта ученика.
2-е условие: ценностное отношение к незнанию.
Главная образовательная ценность - незнание. Рассмотрим незнание с педагогических позиций витагенного образования. Незнание может быть различных видов:
ОН - образовательное незнание, когда отсутствует информация о тех или иных сторонах образовательного процесса;
НИН - научно-исследовательское незнание, т. е. неосведомленность о тех или иных сторонах процесса научного исследования;
ДН - духовное незнание, т. е. неосведомленность о сущности, содержании духовной жизни личности и окружающих ее людей, имеющая отношение к образовательному процессу;
ЖБН - житейски-бытовое незнание, т. е. неосведомленность о тех или иных сторонах повседневной жизни личности и ее ближайшего окружения, влияющая на образовательный процесс;
СН - неосведомленность личности о тех или иных социальных явлениях и тенденциях, имеющая определенное отношение к образовательному процессу.
Условно можно выделить и определенные уровни незнания: 1) неосведомленность - самый незначительный; 2) неведение; 3) полное неведение; 4) искаженное неведение (создается иллюзия знания).