· Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами. Формирование такого стиля взаимоотношений возможно на основе развития диалогового способа выполнения учебных заданий.
· Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.
· Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей. Творческая деятельность является средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка.
· Создание в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ощущения успеха.
· Построение обучения с опорой на игровые формы.
В деятельности учителя, по мнению С. А. Смирнова, выделяются три
направления работы. Результаты работы по этим трём самостоятельным направлениям соединяются, обогащая друг друга, наращивают новый потенциал и, качественно изменяя урок, предстают в виде единого образования с ярко выраженными творческой и социальной направленностями.
Первым направлением деятельности учителя выступает организация взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом. Здесь перед учителем стоит сложная задача ─ создать интересную, притягивающую учащихся, атмосферу и сформировать дружеские отношения. Причём эти отношения развиваются в двух плоскостях: «ученик ─ учитель» и «ученик ─ ученик».
Вторым направлением деятельности учителя является широкое использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Третьим направлением деятельности педагога выступает включение учащихся в творческую деятельность.
Чрезмерное увлечение каким-нибудь одним направлением не даст достаточно хорошего результата, поэтому надо строить педагогический процесс на основе комплекса, состоящего из игровых форм, игрового взаимодействия и создания условий для их трансформации в творчество[10; 204-05-06].
Н.А.Алексеев дает следующее определение личностно-ориентированного обучения: «это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций» [1; 65]. По мнению Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, А.А.Плигина и других, личностно-ориентированное обучение должно обладать технологичностью, и поэтому есть смысл говорить о педагогической технологии личностно-ориентированного обучения. На современном этапе развития потребностей нашего общества данные технологии стали весьма актуальными и распространяются на технологии разного уровня.
По мнению В.П. Беспалько, И.А. Волкова, В.М. Монахова и др., педагогическая технология представляет собой проект некоторой дидактической системы, которая описывает процесс достижения планируемых результатов. Дидактическая система традиционно содержит следующие компоненты: цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Проект дидактической системы в рамках личностно-ориентированного образования представляет собой педагогическую технологию личностно-ориентированного обучения. Н.А. Алексеев определяет ее следующим образом: «это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей педагога» [1; 89], что дает возможность прийти к планируемым результатам.