В.А. Петровский [11] считает, что создание условий для развития самоценных форм активности учащихся, т.е. составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся, являются личностно ориентированным подходом к обучению и выделяет в нем следующие принципы:
вариативность (характеризуется использованием в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей, их опыта, сформировавшихся в ходе приобретения опыта моделей обучения);
синтез интеллекта, аффекта и действия (предполагает использование таких технологий обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира; данный принцип синтеза требует такой организации процесса обучения, который порождал бы гармонию трех способов освоения действительности: познавательного, эмоционально-волевого и действенного);
приоритетный старт (предполагает вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее; это позволяет учитывать, что является самоценным для самого обучающегося, что ему нравится, что ему уже удалось освоить).
Приведенные примеры демонстрируют многообразие взглядов и подходов к личностно ориентированному образованию, и подтверждают точку зрения Е.А. Князева [7; 33-39] о том, что «личностно-отчужденное образование… на всем протяжении эволюции культуры и цивилизации оказывалось мало подверженным изменениям, тогда как личностно-ценностное – феноменально многообразно. Типология образовательных систем выстраивается не в названии некоторых внешних атрибутов, но в сущностном вопросе – свободны ли преподаватель и учащийся в процессе образования? От ответа на этот вопрос зависит весь дальнейший ход развития того или иного учреждения, системы, да и общества в целом».