Целью данного исследования было проведение опытно-экпериментальной проверки организации мониторинга учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе.
На констатирующем этапе исследования приняли участие 37 учителей биологии Манского района и 39 учащихся 7-9 классов. В обучающем этапе исследования принимали участие 20 учащихся 6 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Степно-Баджейская основная общеобразовательная школа».
Для решения выявленных в ходе исследования проблем была разработана система диагностики учебных достижений по биологии в 6 классе (таблица 8).
Таблица 8. Диагностика учебных достижений учащихся 6 класса
Виды диагностики |
Краткая характеристика |
Средства диагностики |
Входная |
Диагностика исходного уровня качества биологических знаний. Определение знаний. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом |
Тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся |
Тематическая |
Проверка прочности усвоения полученных знаний по определенной теме школьного курса за 6 класс. Охватывает значительные по объему темы курса. Выявление: усвоения знаний темы целиком; системности знаний темы; объема, глубины и качества восприятия учебного материала; степени ответственности учащихся и их отношения к работе, причин, мешающих работе; стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании; текущее наблюдение за работой каждого учащегося. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. |
Тесты: с выбором одного ответа; терминологические с одним ответом; с выбором 3-х ответов; на соответствие и на установление последовательности; повышенной сложности для самоконтроля; Задания: на нахождение ошибок в тексте; с использованием текста; требующие развернутого письменного ответа Тексты с пропущенными словами в предложениях и др. |
Итоговая |
Выявление качества усвоения содержания материала за 6 класс. Оценка качества подготовки по разделу «Общая биология» в соответствии с требованиями стандарта. |
Тестовые задания по биологии, определяющие уровень учебных достижений учащихся за 6 класс |
Проверка учебных достижений учащихся - важный этап в процессе обучения, а также непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Так, Н. М. Мухамеджанова рассматривает учебные достижения по предмету как степень овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых может осуществляться на разных этапах обучения.
В нашей работе мы будем проводить мониторинг за знаниями учащихся, их умениями, а так же проверим уровень мотивации к изучению предмета биологии.
А учебные умения подразделяются на специальные и общеучебные.
Через беседы и анкетирование учителей мы выяснили, что одним из распространённых общеучебных умений является – работа с рабочей тетрадью учащихся, но приём и форм работы с ней практически нет. Это и послужило основанием для выбора в нашем педагогическом эксперименте мониторинга работы с рабочей тетрадью учащихся.
На основе анализа научной литературе (см. глава 1) нами была составлена следующая диагностическая программа:
1. Анкета для учащихся.
2. Анкета для учителя.
Беседа с заслуженным учителем.
Тест на изучение учебной мотивации. (Автор М.Р. Гинзбург). [10, с. 32].
Тестовые задания по биологии, для входной диагностики (Автор С. Н. Березин). [4, с. 6].
Контрольная работа по теме «Клеточное строение растений» (Автор П.И. Липатов). [19, с. 59].
Контрольная работа по теме «Цветок. Опыление». (Автор П.И. Липатов). [19, с. 64].
Тестовые задания по биологии для итоговой диагностики. (Автор С. Н. Березин). [4, с. 50].
Работа с тетрадью учащихся по биологии в 6 классе.
Анкетирование учителей и учащихся
Для анкетирования учителей и учащихся по проблеме мониторинга учебных достижений учащихся были разработаны анкеты открытого типа (см. Приложение 1)
Беседы с учителями по проблеме мониторинга учебных достижений учащихся проводилась по вопросам, представленным в анкете для учителей (см. Приложение 1). В беседе приняли участие 7 учителей г. Красноярска и Манского района Красноярского края.
Тест на изучение учебной мотивации.
(Автор теста М.Р. Гинзбург).
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.