Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Современное образование » Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе » Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Страница 1

В соответствии с современными воззрениями при анализе качества урока нельзя ограничиться оценкой усвоения уровня знаний, умений и навыков. Не менее важно оценить урок под углом зрения того, насколько он стимулирует динамику в воспитании и развитии учащихся. Она становиться заметной на протяжении целой серии уроков, отражая воздействие не только преподавателей.

Мониторинг связан с качеством образования. Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остаётся одним из показателей качества образования). Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривается во всех направлениях. Мониторинг должен осуществляться системно, для того чтобы осуществлять проведение полноценного сравнения, определять учебную деятельность на долгий срок. Системность не означает простой сбор данных, а является механизмом внутреннего контроля. Основными идеями здесь будет являться следующие:

– мониторинг должен быть тщательно спланирован и основан на конкретном знании ситуации в конкретном классе.

– проведение анализа мониторинга.

– процедура проведения проверки и составления анализа должна быть понятна всеми включёнными в процесс.

Механизм проведения системного изучения уровня знаний класса проводится на основе научных изысканий в области образования и изучений передового опыта. Если теоретически разработать и внедрить в практику образовательного процесса технологию мониторинга достижений учащихся, то уровень качества образования повысится. Большое внимание данной проблеме уделял английский дидакт А. Ромишевски. Он, в частности, пишет, что цель образования состоит в том, чтобы обеспечить такие возможности развития и такие условия, которые дадут ребёнку возможность полноценно раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности.

Нельзя не согласиться с тем, что данная формулировка ставит задачей образования обеспечение условий, которые должны в свою очередь повлиять на развитие способностей и возможностей учащихся, и мониторинг как нельзя лучше может помочь в этом. Американский учёный Б. Блум ввёл понятие «таксономия» (от греческого расположение по порядку). Оно означает такую классификацию и систематизацию материала, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и расположена последовательно, по нарастающей сложности.

По этому принципу строится технология мониторинга от более лёгких заданий классу к более сложным. Эта система получила широкую международную известность, её используют при планировании обучения и оценки её результатов, она служит надёжным инструментом при проверке заданий.

Учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Формирование новых знаний, как правило, происходит путём перестройки или изменения уже имеющихся представлений, о возможном, требуют отказа от них. Перестройка имеющихся знаний должна быть такая, в которой сведения по изучаемой теме могут не столько облегчить, сколько усложнить учебные познания. Это в свою очередь означает необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся.

Опираясь на известные в науке методы и приёмы мониторинга качества образования были систематизированы методы, приёмы и формы организации деятельности.

Чтобы провести мониторинг за знаниями учащихся, можно использовать следующие методы: наблюдения, собеседования, тестирования, использование опорных конспектов и схем.

1) наблюдая во время урока за учащимися можно заметить, включился ли он быстро в работу, уверенно ли пользуется текстом учебника и другим учебным материалом.

2) более глубокий метод отслеживания знаний даёт собеседование, когда при помощи правильно подобранных вопросов выясняется уровень знаний ученика или его пробелы в знаниях определённой темы или вопроса.

3) тесты могут применяться как при первичном контроле за усвоением определённой темы, так и на итоговом контроле за знаниями учащихся.

4) опорные конспекты и схемы так же помогают отследить определённый уровень знания и развития учащегося, так как, составляя схематично план своего ответа, учащийся учится оформлять свои знания в сжатом логическом виде, беря за основу всё самое важное из изучаемого материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация