Целью формирующего эксперимента является разработка методики использования информационных технологий на уроках математики в средних классах общеобразовательной школы.
Цель преподавания математики в средней школе – научить ученика правильно мыслить; научить его понимать функциональную зависимость между различными величинами; научить его применять математические методы исследования к явлениям жизни природы.
Когда достигнута эта цель в математическом образовании? Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
Тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. Учащиеся с удовольствием выполняют тестовые задания.
Хорошие результаты тестирования помогают учителю психологически подготовить учеников к единому государственному экзамену.
Практическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Тестология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении единого государственного экзамена в России.
Метод тестирования широко известен за рубежом. Однако в нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Приведу несколько современных словарных определений тестов для психолого-педагогической области.
Тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тест - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого психологического качества ( свойства ) личности.
Тест - это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.
Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуалъно-психологических особенностей.
При кажущемся разнообразии эти определения близки между собой, наиболее существенным является то, что тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества, свойства. Из приведенных определений следует, что в состав теста входят тестовые задания, что тест должен быть стандартизирован и что назначение теста - это выявление личностных особенностей или приращений.
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными эмпирическими исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Тесты не являются универсальным средством, границы использования тестирования достаточно хорошо известны и это знание даёт уверенность в том, что профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент даст качественную и надёжную информацию, соответствующую реальному положению дел.