Как было изложено в I главе, использование психогимнастики как средство повышения уверенности в себе оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей.
Для подтверждения приведенных теоретических положений, а также для доказательства гипотезы, нами была проведена экспериментальная работа в детском саду №90 «Ласточка» в старшей группе «Дюймовочка».
В эксперименте приняли участие 22 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет, с помощью метода случайной выборки они были разделены на 2 группы: 11 детей – экспериментальная группа и 11 детей - контрольная группа (см. приложение. №1).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в IV этапа:
I этап – в период с ноября 2007г. по декабрь 2007г. разработка теоретических аспектов.
II этап – в период с 7.12.2007г. – 12.12.2007г. проведен констатирующий этап, основной задачей которого являлось выявление первоначального уровня коммуникативных способностей.
III этап – в период с 4 февраля по 12 апреля 2008 г. проведен формирующий этап исследования в ДОУ №90 «Ласточка», в процессе которого нами апробирована предложенная система занятий.
IV этап – в период с 14 апреля по 17 апреля 2008 г. проведение контрольного этапа исследования, по результатам которого определяется верность выдвинутой гипотезы.
На констатирующем этапе, для того, чтобы изучить уровень коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп нами индивидуально с каждым ребенком были проведены диагностики «Социометрия», «Оценка неблагополучия ребенка в группе».
Социометрия – метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии (см. приложение [36, с. 48].
Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатий-антипатий (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез, срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности.
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрение в том, что результаты могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществлять негативный выбор.
Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Проведение исследования. С ребенком 5 лет беседуют о выборе партнеров и причинах этого выбора. Для определения устойчивости общения и критериев общения беседу повторяют через 5-6 месяцев.