Для подтверждения выдвинутой гипотезой на контрольном этапе нами проведено повторное диагностирование контрольной и экспериментальной группы. Блок диагностических методик по выявлению уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста включал в себя методики первого этапа диагностирования «Социометрия» и «Оценка неблагополучия ребенка в группе».
Приведем примеры сравнительного анализа изменения уровня коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Например, по результатам «социометрии» на контрольном этапе у ребенка под кодовым номером №019 выявлены изменения: был непринятым теперь стал принятым. Так, например, №019, на констатирующем этапе в большинстве своих ответов вызывает тревогу и напряжение. Например, выбирать трех друзей, которым он подарит подарок, ему было трудно. №019 говорил, что не может объяснить свой выбор, выбрал просто так наугад. А на контрольном этапе он уже обосновывал свой выбор, но лишь один выбор вызвал у него затруднения. (см. табл. №3 и №5)
По результатам диагностик в констатирующей группе выявлены следующие данные.
1. Количественный анализ.
Если на первом этапе, в контрольной группе, был один предпочитаемый ребенок, то за три месяца стало два ребенка, непринятых было четверо теперь стало семь детей.
Таблица №5. Распределение по уровням коммуникативных способностей у детей контрольной группы (III этап)
Уровни |
Констатирующий этап |
Итого |
Контрольный этап |
Итого |
Предпочитаемые |
018 |
1 |
002, 018 |
2 |
Принятые |
005, 008, 009, 010, 012, 017 |
6 |
009, 012, |
2 |
Непринятые |
002, 011, 015, 022 |
4 |
005,0 08, 010, 011, 015, 017, 022 |
7 |
Изолированные |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. Качественный анализ.
Ребенок под кодовым названием №002 был непринятым, теперь стал предпочитаемым ребенком. Ребенок стал более общителен, идет на контакт с другими детьми. Научился мотивировать себя и свое поведение. У детей под кодовым названием №005, 008, 010, 017 с непринятых стали принятыми. Дети в процессе проведения диагностических методик показали, что умеют общаться и входить в контакт как со взрослыми так и с детьми.