Онтогенез темпоритмической организации речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Современное образование » Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи » Онтогенез темпоритмической организации речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Страница 1

Развитие интонационной стороны речи и ее компонентов начинается с самого рождения ребенка и продолжается на протяжении всего раннего и дошкольного возраста. В педагогических исследованиях подчеркивается, что у дошкольника интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно и его речевой слух: ощущение высоты тона, силы звука, тембра и ритма (Ладыженская Т.А., Иванова С.Ф., Брызгалова Е. А.) [67, с.101]. Уже в первом крике новорожденного прослеживается интонационная конструкция закрепляющаяся в дальнейшем в интонацию недовольства. На 4-ой неделе младенец способен издавать крик, названный зарубежными авторами "ложный крик тоски для привлечения внимания", отличающийся от остальных видов крика структурно и воспринимаемый взрослыми именно в его коммуникативном значении. С возрастом интонационные возможности детей расширяются. На первом году жизни ребенок осваивает 7 типов интонационных конструкций. Уже в период однословного предложения ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования. В это же время появляются разновидности восклицательной интонации. В конце первого - начале второго года жизни появляются вопросительные интонации. Характерно, что первоначально вопрос выражается только интонацией. Она совпадает с вопросительной интонацией взрослых, и то, что ребенок задает вопрос, улавливается окружающими без труда [13, с.138]. Исследования многих авторов (Винарская Е.Н., Жинкин Н.И., Лурия А.Р., Тонкова-Ямпольская Р.В. и др.) доказывают первостепенное значение правильного развития интонации для дальнейшего речевого онтогенеза [58, с.60].

Очень рано появляется интонация перечисления. Она соединяет целые предложения, а также однородные члены. Перечисление первоначально выражается без союзов; союзы при перечислении появляются около 2-3 лет [12, с.138].

В сложных предложениях взаимоотношения входящих в него предложений также сначала выражаются интонацией: бессоюзные предложения появляются на четыре месяца раньше, чем предложения, соединенные союзами. В связи с разными смысловыми отношениями между предложениями выделяется несколько видов интонации. Из них отчетливо используются две. Как и в разговорном языке взрослых, связи предложений и выражающие их интонации не всегда четки [12, с.138].

Есть основание считать, что и фразовое ударение усваивается рано: с момента, когда предложения начинают включать по нескольку слов [12, с.138].

К старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована, в частности, употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослым. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний [49, с.32].

Очень рано у детей появляются ритмические движения. При сосании они ритмично сжимают и разжимают пальцы рук. По мнению М.М. Кольцовой, у детей, имевших более энергичные и постоянные ритмические движения рук, значительно раньше вырабатывались естественные условные рефлексы. Дети, имевшие слабые и непостоянные ритмические движения рук, вырабатывали их позднее. Таким образом, "захваченность ритмическими повторяющимися впечатлениями в норме характерна для раннего возраста. В поведении до года доминируют так называемые циркулирующие реакции", когда малыш повторяет многократно одни и те же действия ради воспроизведения определенного сенсорного эффекта - стучит игрушкой, ложкой, прыгает, лепечет и др. [45, с.36]. Проходя через различные виды детской деятельности, чувство ритма развивается в различных модальностях, это и двигательный, и слуховой, и зрительный ритм. В движении это проявляется в виде повторных ритмических похлопываний рукой по предмету, похлопывания ножкой, покачивания головой, постукивания предметом о предмет, повторных ритмических прыжках. В игре развитие чувства ритма проявляется в виде повторных манипуляций с предметами, в речи - повторения слогов (самоподражание, подражание взрослому) [42, с.60]. Чувство ритма - одно из наиболее ранних музыкальных проявлений у ребенка, хотя по чувству музыкального ритма дети одного возраста существенно отличаются друг от друга. При исполнении песен для маленьких детей значимой является ритмическая сторона произведения. Способность воспроизведения мелодических, звуковысотных отношений складывается компонентно и постепенно. "Интерпретация музыкального и стихотворного ритмов осуществляется правым полушарием мозга, для которого вообще свойственно выполнять периодическую смену одних ритмических групп другими" (Визель Т.Г.) [61, с.36].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация