Сопоставляя особенности овладения изобразительным ритмом и музыкальным ритмом, можно обнаружить общность между ними в появлении определенных этапов и их последовательности, несмотря на их разность и непохожесть. Особенно ярко эта общность прослеживается на начальных этапах, т.е. в тот период, когда у ребенка только формируется восприятие и воспроизведение ритмических структур. Именно в этот период изобразительному ритму повторности соответствует музыкальный ритм повторности - темп, скорость следования звуков. Это свойство ритма - повторность - осваивается ребенком раньше других структурных его компонентов как в изобразительной, так и в музыкальной деятельности. Маленькие дети при исполнении различных музыкальных произведений легче воспроизводят ритмические компоненты, чем мелодию и звуковысотные отношения, которые могут сильно искажаться и быть весьма относительно близкими к оригиналу. Универсальность ритмической способности присутствует не только в изобразительной и музыкальной деятельности детей раннего возраста. Ритм присутствует и в трудовой деятельности маленьких детей. Дети испытывают удовольствие от ритмических движений, от многократного повторения одного и того же действия, а затем от чередования действий. Ребенок может многократно открывать и закрывать предмет, нанизывать и раскладывать бусины, пуговицы и т.п., что способствует усвоению необходимых двигательных и зрительно-двигательных актов. Универсальность ритмической способности может быть прослежена и в овладении ребенком речью. В лепете и псевдословах обнаруживается та же ритмическая повторность одинаковых слогов, которая в дальнейшем сменяется чередованием разнородных слогов [60, с.120].
Усвоение ритмической организации начальных речевых форм способствует тренировке артикуляционного аппарата, развитию артикуляторных движений, образованию линейных отношений, которые со временем перерастают в способность ребенка устанавливать синтагматические связи. Большое влияние на развитие ритмической способности оказывает восприятие и воспроизведение стихотворных текстов. При этом наблюдается доминирование ритма над другими компонентами - интонацией, смыслом. Ребенку доставляет удовольствие воспроизведение ритмической стороны текста. Однако восприятие и воспроизведение изолированно предъявленных ритмических рисунков является очень сложной задачей для детей дошкольного возраста. Дети с нормальным речевым развитием в возрасте 6 лет и старше без затруднений воспроизводят многие ритмические последовательности. Дети, имеющие предрасположенность к нарушениям чтения и письма, допускают большое количество ошибок [60, с.121].
Очень редко у детей с нарушением письма встречаются нарушения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание интонационно-мелодической, а затем ритмико-мелодической стороны речи.
Младшие школьники с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, как правило, не способны оценить количество звуков: они либо переоценивают, либо недооценивают количество ударов, не различая, сколько звуков было в каждой пачке (ритмическом комплексе) и как они чередовались друг с другом. Так, дети с нормальным речевым развитием в возрасте шести лет и старше без затруднений воспроизводят многие ритмические последовательности. Почти все дети с дисграфией, обусловленной ОНР, при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают значительные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т.д.), с другой стороны. У детей имеют место два вида затруднений. Первый вид - страдает процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к слуховому различению ритмических структур, так называемый премоторный тип нарушения. Второй вид - нарушение слухового различения звуковых ритмов, что обуславливает неспособность к их воспроизведению, так называемый височный тип дефекта [60, с.118].
Для детей с нарушением письма свойственно своеобразие в овладении ими изобразительной деятельности, что проявляется в трудностях восприятия ограниченного пространства листа бумаги и в расположении, как единичных изображений, так и нескольких предметов, расположенных определенным образом на плоскости листа. При восприятии и воспроизведении музыкального ритма дети с общим недоразвитием речи также испытывают трудности. При прохлопывании простых ритмических рисунков детских песен они, как правило, передают равномерные повторы, в которых хлопок приходится на сильную долю такта, т.е. дети упрощают ритмическую структуру. Аналогичное явление наблюдается и при восприятии и при воспроизведении слов различной слоговой структуры [60, с.122].