А.И. Максаков проследил возможности дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания, его сложности. При воспроизведении детьми простых, легких по содержанию рассказов скорость речи взрослого не оказывала существенного влияния на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передавали его лишь те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста [67, с.103].
Ученики с нарушением письма не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале [17, с.7]. Монологической речи учеников часто свойственны монотонность, неумение выделить голосом главное, интонационная неоформленность высказывания, несоответствие содержания и эмоциональных средств его передачи. Специальные исследования установили, что интонационная бедность и монотонность высказывания присутствуют там, где существует нечеткость мысли, порождающая нечеткость синтаксического и интонационного оформления текста (Текучев А.В., Ладыженская Т.А., Головин Б.Н., Ломизов А.Ф., Шпунтов А. И.). Даже если учащиеся понимают семантико-синтаксические отношения в тексте, они не всегда точно воспроизводят интонационный рисунок высказывания, передавая его эмоциональное содержание. Все исследователи делают важный вывод о том, что необходима специальная работа по формированию произносительной речи детей [67, с.101-102]. У детей с нарушением письма многими исследователями также отмечаются затруднения в выполнении ряда последовательных движений, нарушения координации, общего ритма движений, вялость или напряженность [62, с.28].
Нарушение письменной речи, обусловленное ОНР, проявляется в стойком характере разнообразных видов и количества ошибок. При более тщательном обследовании у таких детей можно обнаружить не только недоразвитие речевой (сегментной - фонетической) сферы, но и недоразвитие надсегментных (интонационных) компонентов речевого высказывания. Частым проявлением такого недоразвития выступает несформированность темпоритмической организации речи [61, с.37]. Проявления такого рода нарушений наблюдаются не только в обычной жизни ребенка, но и в устной речевой деятельности, и вторично в письменной речи. Недоразвитие темпоритмической организации речи в письме проявляется на разных уровнях - от минимальной речевой единицы - слога до предложения и текста. В работах учеников с дисграфией, обусловленной ОНР, имеют место ошибки на уровне слогового состава и на уровне предложения, что объясняется недоразвитием как слогового, так словесного и синтагменного ритмов [46, с.26]. В нашем исследовании данные виды ошибок являются типологическими, обусловленными недоразвитием темпоритмической организации речи.