Онтогенез темпоритмической организации речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Современное образование » Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи » Онтогенез темпоритмической организации речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Страница 2

Чрезвычайно восприимчивы дети первого года жизни к ритму звучащей речи. В самых ранних речевых проявлениях у детей наблюдается ритмическая повторность. М.М. Кольцова отмечает, что ритмическое взмахивание руками сочетается у ребенка с вскрикиванием какого-либо звука в ритме этих движений. Н.Х. Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация - в 4-6 месяцев, ритм - в 6-12 месяцев и звуковой состав слова - после года. Значимую семантическую функцию ритм получает к 6 месяцам, также возрастает ритмическая организованность самостоятельных высказываний ребенка [46, с.21].

Развитие интонационно-ритмических способностей является основой для овладения звукослоговым составом слова родного языка. Еще в 19 веке Б.П. Китерман отмечал, что первое, что воспринимается и находит отклик в ребенке - ритмическая сторона звуковых явлений, "известная смена звуковых раздражений, чередование их, характер чередования; то, что относится к чередованию звуков во времени и быстроте и медленности, по длительности и краткости, по усилению и ослаблению. Скоро к физиологическому явлению присоединится и момент психологический: …удовольствие ритмических ощущений, радость звуковой ритмичности. Это переводит чувство ритма из области физиологических ощущений в область психологических восприятий… Эволюция звуковых восприятий и вообще звуковых переживаний идет в ребенке от ритма к мелодии и к звуковой окраске" [61, с.37].

Возникновение слогообразования связано с ритмическим движениями. Издавая звуки, ребенок взмахивает руками или подпрыгивает. Отсутствие двигательного сопровождения при произнесении звуков или слогов приводит к умолканию. Возобновление ритмических движений приводит к появлению голосовых реакций. Т.Г. Визель выделяет во внутриречевом плане два типа ритмов: слоговой (подкорковый) и словесный (правополушарный). "При этом слоговой ритм должен быть "уложен" в слова, а словесный - в синтагмы, являющиеся …смысловыми единицами. Для этого во внутренней речи должна быть программа того, каким образом надо совместить смысловой и ритмический план высказывания. Скрытые слоговой и словесный ритм интегрируют со смысловой программой. Общая программа высказывания становится функцией левого полушария, а необходимость включения в нее линии ритмико-смысловых координаций делает самым трудным произнесение начальных звуков, слогов, слов, высказывания. К школьному возрасту смысловой компонент является главным, а ритмический обслуживающий его". Эти замечания автора указывают на важность именно слогового ритма в раннем онтогенезе. Ритмическая организация повторяющихся слогов способствует развитию артикуляторных движений¸ образованию линейных отношений, что впоследствии позволяет ребенку устанавливать синтагматические связи. В свою очередь формирующееся чувство ритма способствует восприятию и воспроизведению стихотворных текстов, в которых для школьников главным является доминирование ритма над текстом, интонацией и другими компонентами [61, с.36-37].

Развитие чувства ритма в норме носит неравномерный, скачкообразный характер, что свойственно и речевому развитию. Первый качественный скачок в овладении ритмическими структурами приходится на четвертый год жизни ребенка, а второй - на седьмой год. Как правило, ритм рассматривается как особая форма организации движения или деятельности во времени и пространстве. В зависимости от вида осуществляемой деятельности происходит доминирование одной из его сторон. Ритм присутствует и в первых опытах изобразительной деятельности. По мнению Н.П. Саккулиной, рисование у маленьких детей представляет собой особую, двигательную, ритмическую игру. Малыш испытывает удовольствие от многократно повторяемых действий, независимо от того, каков графический результат его действий. На первых порах у ребенка преобладает двигательный (временной) ритм. Постепенно временной ритм в рисовании уступает место пространственному ритму. Зарождение его элементов связано с появлением ориентировки на границе листа бумаги и первоначального формообразования. Этот период называется переходом от "беспредметничества" к изобразительности, от хаотичного штрихования к предметному, узнаваемому рисунку. В освоении пространственного ритма ребенок постепенно переходит от повторения какого-то одного элемента в рисовании (одной каракули) к чередованию элементов. Возникает так называемое орнаментальное рисование, а затем в изображении появляется симметрия. Длительное время рисункам детей свойственна статичность и устойчивость форм. Постепенно, под влиянием обучения, рисунок становится динамичным, т.е. статическое изображение фигур нарушается, "ломается" ровная и общая линия их расположения. Этот период связывают с развитием зрительного восприятия. Но раннему, доизобразительному периоду детского рисования соответствует двигательная форма ритмичности. Двигательный ритм оказывает и организующее, и развивающее влияние на формирование движений, необходимых для этого вида деятельности. В.Ф. Котляр выделил примерные периоды в формировании чувства изобразительного ритма у нормально развивающихся детей дошкольного возраста. По его мнению, равномерное повторение однородных, одинаковых элементов, т.е. простейшая структура, складывается на четвертом году жизни ребенка, а чередование разнородных элементов - на пятом [60, с.120].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация