Для того, чтобы доказать эффективность проведенного коррекционного воздействия, показать улучшение в развитии исследуемых психических функций у детей экспериментальной группы до и после коррекции, мы воспользовались методом математической статистики и применили формулу U-Манна-Уитни. При сравнении полученных эмпирических и критических данных можно сказать, что различия в уровне сформированности интонационной стороны речи между двумя выборками испытуемых достоверны с точностью до 99%.
Uэмп. = 21
Uкрит. Для 0,01% = 47
В соответствии с условиями критерия, различия между двумя группами испытуемых можно считать достоверными, если Uэмп. < Uкрит.
По итогам проведения коррекционно-логопедических занятий у учеников основной группы были обнаружены положительные результаты в развитии темпоритмической стороны речи. Проиллюстрируем следующий пример:
Пример 1: Рустам К.12/08/1998 г. Мальчик допускает меньше ошибок при восприятии и воспроизведении акцентированных ритмов, ошибки наблюдаются лишь при использовании сложных акцентированных ритмических структур предъявляемых последовательно и без группового сопровождения. При выполнении же групповых упражнений не выпадает из общего ритма всей группы. Допускает меньше ошибок при выполнении упражнения на проговаривание различного речевого материала с двигательным сопровождением. В письме отмечается снижение количества типологических ошибок: не допускает слитного написания слов, предлогов со словами, перестановки слогов.
Пример 2. Женя М.24/04/1998 г. При выполнении индивидуальных заданий не испытывает сложностей при воспроизведении как простых, так сложных ритмических структур. В письменных работах практически не допускает пунктуационных ошибок, раздельного написания целого слова, меньше ошибается в определении ударного слога в слове. В течение всего урока девочка стала лучше концентрировать свое внимание на работе, замечать и анализировать свои собственные ошибки.
Пример № 3: Эмиль Ж.7/11/1997 г. После проведения коррекционно-логопедической работы мальчик стал намного лучше выполнять упражнения на развитие темпоритмического чувства в групповом плане: не выпадает из группы при воспроизведении акцентированных и неакцентированных ритмов, следит за действиями группы, замечает свои ошибки. Эмиль показал хорошие результаты при выполнении заданий на моделирование ритмических рисунков: ему стала доступным возможность соотносить и узнавать ритмический рисунок с предъявленным образцом, при воспроизведении ритмического рисунка с графического образца научился делить его на пачки, выделяя тем самым акценты. В письменной речи у Эмиля появилось чувство собственного контроля: мальчик стал анализировать собственную работу, замечать свои трудности (неправильное чередование слогов, пропуск заударных и предударных слогов, слитное написание слов), но ошибки самостоятельно без помощи пока исправить не может.
Пример № 4. Галя Ч.17/07/1998 г. В процессе логопедических занятий девочка стала лучше контролировать свою деятельность: при проведении групповых заданий прислушивается к действиям всей группы, анализирует свои действия, находит ошибки. Групповая работа по выполнению ритмических заданий способствовала появлению контроля за своей собственной деятельность, что стало проявляться при выполнении заданий самостоятельно: Галя стала справляться с простыми и акцентированными ритмическими структурами - воспринимать и воспроизводить их почти без ошибок, не искажать общий ритм. В письменной речи делит слова на слоги, удерживает общий ритм слова, может правильно сосчитать количество слогов в слове, но допускает ошибки (пропускает буквы, смешивает слоги); интонационно отделяет предложения друг от друга (правильно ставит соответствующий знак в конце предложения), но при условии использования дополнительного контроля со стороны логопеда.