Проведя анализ научной и методической литературы, реализовав опытно-экспериментальное исследование в виде диагностического обследования и проведения коррекционно-логопедических занятий, нами были освещены наиболее значимые теоретические и практические стороны исследуемой проблемы. Показана специфика организации речи человека, ее уровневое строение (сегментный и суперсегментный (надсегментный) уровни). Темп и ритм, являясь компонентами интонации, входят в состав суперсегментной фонетики (надсегментного уровня речевого высказывания) и обеспечивают программирование и реализацию речевого сообщения. Также рассмотрен онтогенез темпоритмической стороны речи, который носит неравномерный (скачкообразный) характер и продолжается в течение всего дошкольного возраста. Обозначена значимость развития темпоритмической организации речи в норме, поскольку она выступает "организатором" сегментных единиц. Также были освещены основные современные приемы и методы различных авторов по формированию темпоритмической организации речи у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи третьего уровня.
В соответствии с задачами выпускной квалификационной работы нами был проведено первичное обследование двух групп испытуемых, по итогам которого ни один из учеников не продемонстрировал высокого уровня сформированности интонационной стороны речи, что подтверждалось невысоким балловым уровнем (средний, ниже среднего и низкий уровни развития исследуемых параметров речи). Дети с речевой патологией продемонстрировали несформированность темпоритмической стороны речи, что проявлялось в различных вариантах: неумении правильно и четко воспринимать и воспроизводить простые и сложные ритмические структуры, акцентированные и неакцентированные ритмы, неспособности удерживать ритм в движении. При воспроизведении ритмических структур дети сокращали либо добавляли лишние элементы в структуру, не улавливали общий ритм слова или фразы. В речевом плане недоразвитие темпоритмической стороны проявлялось в трудностях анализа слогового состава слова (определении количества слогов, последовательности их в слове). Также по итогам первичного обследования у учащихся обеих групп были диагностированы трудности в развитии других компонентов интонационной стороны речи: ошибки в правильном употреблении пауз, расстановке логического ударения, в мелодике речи.
Дополнительно были исследованы письменные работы учащихся для выявления типологических ошибок письма, обусловленных несформированностью темпоритмической организации речи. В работах детей были выявлены ошибки: пропуск слога, пропуск слогообразующего гласного и согласного при стечении, увеличение числа слогов, персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение); слитное написание слов, пропуск слов, предлогов и союзов, добавление, перестановка слов, отсутствие знаков препинания в конце предложения и заглавной буквы в начале.
При проведении нашего практического исследования мы сделали предположение, что специально организованная коррекционная работа по формированию темпоритмической организации речи у младших школьников с дисграфией, обусловленной ОНР, будет способствовать коррекции типологических ошибок письма. Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы № 40 и № 44 города Хабаровска, заключалось в проведении диагностического обследования и корреционно-логопедических занятий. Проведение логопедических занятий предполагало формирование темпоритмической организации речи младших школьников с дисграфией, обусловленной ОНР III уровня.