Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Констатирующий эксперимент проходил с целью выявления условий формирования системы сенсорных эталонов у детей логопедической группы на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Выявить уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Установить взаимосвязь между уровнем развития речи и сформированностью системы сенсорных эталонов у дошкольников.

3. Выявить умения использовать представления о сенсорных эталонов цвета, формы и величины в деятельности детей.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ детского сада комбинированного вида №1825. В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста: группа детей с нормальным уровнем речевого развития (10 детей) и группа детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни (10 детей).

Среди 10 детей с общим недоразвитием речи 8 детей имели ОНР II уровня, 1 ребенок – ОНР I уровня, 1 ребенок – ОНР III уровня. Все дети посещали логопедическую группу первый год.

В констатирующем эксперименте были использованы следующие методы: наблюдение, анализ документации и адаптированные методики Г.А.Волковой по психолого-педагогическому обследованию детей с нарушениями речи и С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.

Констатирующий эксперимент включал в себя три серии заданий.

В первую серию входили задания, направленные на изучение восприятия сенсорных свойств предметов (цвета, формы, величины).

Задание №1. Восприятие цвета [9].

Цель: определить способность детей соотносить и дифференцировать цвета, выявить знание основных и дополнительных цветов спектра (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый).

Материал: Картинки с изображением детей в одежде, окрашенной в основные и дополнительные цвета; отдельные картинки с изображением шкафчиков таких же цветов.

Ребенку предлагается картинка с изображением детей с цветами в руках, окрашенными в разные цвета. Ему нужно сопоставить цвет цветка с изображением шкафчика такого же цвета.

Задание №2. Восприятие сенсорных эталонов формы [15].

Цель: изучение представлений детей о сенсорных эталонах формы.

Материал: рамки и вкладыши Монтессори (основные геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник).

Перед ребенком располагали рамку определенной формы, и ему нужно было подобрать вкладыш такой же формы – закрыть окошко.

Задание №3. Восприятие величины предметов [15].

Цель: выявление сформированности представлений детей о величине предметов.

Материал: коробочка с отверстиями разного диаметра и разных размеров, деревянные бруски соответствующего размера (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий).

В ходе этого задания детям предлагалось подобрать по размеру деревянные бруски в соответствии с отверстиями в коробке.

Во вторую серию входили задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах цвета, формы, величины и умений детей обозначить свои знания словесно.

Задание №4. Восприятие эталонов цвета [15].

Страницы: 1 2 3

Навигация