Констатирующий эксперимент проходил с целью выявления условий формирования системы сенсорных эталонов у детей логопедической группы на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Выявить уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Установить взаимосвязь между уровнем развития речи и сформированностью системы сенсорных эталонов у дошкольников.
3. Выявить умения использовать представления о сенсорных эталонов цвета, формы и величины в деятельности детей.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ детского сада комбинированного вида №1825. В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста: группа детей с нормальным уровнем речевого развития (10 детей) и группа детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни (10 детей).
Среди 10 детей с общим недоразвитием речи 8 детей имели ОНР II уровня, 1 ребенок – ОНР I уровня, 1 ребенок – ОНР III уровня. Все дети посещали логопедическую группу первый год.
В констатирующем эксперименте были использованы следующие методы: наблюдение, анализ документации и адаптированные методики Г.А.Волковой по психолого-педагогическому обследованию детей с нарушениями речи и С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.
Констатирующий эксперимент включал в себя три серии заданий.
В первую серию входили задания, направленные на изучение восприятия сенсорных свойств предметов (цвета, формы, величины).
Задание №1. Восприятие цвета [9].
Цель: определить способность детей соотносить и дифференцировать цвета, выявить знание основных и дополнительных цветов спектра (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый).
Материал: Картинки с изображением детей в одежде, окрашенной в основные и дополнительные цвета; отдельные картинки с изображением шкафчиков таких же цветов.
Ребенку предлагается картинка с изображением детей с цветами в руках, окрашенными в разные цвета. Ему нужно сопоставить цвет цветка с изображением шкафчика такого же цвета.
Задание №2. Восприятие сенсорных эталонов формы [15].
Цель: изучение представлений детей о сенсорных эталонах формы.
Материал: рамки и вкладыши Монтессори (основные геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник).
Перед ребенком располагали рамку определенной формы, и ему нужно было подобрать вкладыш такой же формы – закрыть окошко.
Задание №3. Восприятие величины предметов [15].
Цель: выявление сформированности представлений детей о величине предметов.
Материал: коробочка с отверстиями разного диаметра и разных размеров, деревянные бруски соответствующего размера (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий).
В ходе этого задания детям предлагалось подобрать по размеру деревянные бруски в соответствии с отверстиями в коробке.
Во вторую серию входили задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах цвета, формы, величины и умений детей обозначить свои знания словесно.
Задание №4. Восприятие эталонов цвета [15].