Цель: выявление особенностей восприятия цвета и понимания слов-названий сенсорных эталонов цвета, возможности их словесного обозначения.
Материал: пластины прямоугольной формы, окрашенные в основные и дополнительные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый), кружки, окрашенные в соответствующие цвета.
Детям предлагалось разложить кружки определенного цвета на пластину такого же цвета и назвать цвет кружка и пластины.
Задание №5. Восприятие геометрических форм, соотнесение с предметами.
Цель: выявление способности воспринимать геометрические формы и соотносить их с формой предметов.
Материал: картинки с изображением знакомых детям предметов, картонные рамки с прорезями геометрических форм.
В этом задании ребенку предлагалось расположить картинки с изображением знакомых им предметов под рамкой соответствующей формой, затем назвать, какой геометрической формы предмет, изображенный на этой картинке.
Задание №6. Восприятие эталонов величины [9].
Цель: выявить сформированность представлений о величине предметов, умение сравнивать одинаковые и разные по величине предметы и обозначать соответствующие признаки величины словом (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий).
Вначале детям предлагалось построить лесенку из трех брусков одинаковой ширины, но разной длины: вниз положить самый длинный брусок, потом брусок покороче, потом самый короткий. После построения лесенки ребенку предлагалось поставить игрушки (мишку, зайчика) на лесенку и словесно обозначить, на какой ступеньке стоит зайчик, а на какой мишка.
После этого детей попросили расположить бруски разной ширины, но одинаковой длины по возрастанию (самая узкая, пошире и самая широкая), назвать ширину всех полосок. В конце задания детям было предложено расставить фигурки кукол по росту – от самой высокой до самой низкой, и также обозначить рост кукол словом.
В третью серию вошли задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах в процессе совершения математических операций (действий) с предметами.
В задании №7 детям предлагалось в процессе сравнения двух геометрических фигур – треугольника и квадрата (подсчет углов у фигур) словесно обозначить знакомые им геометрические фигуры, правильно подобрать окончания слов (Сколько углов у треугольника? У треугольника три угла.).
Потом детям по подобию дали сравнить следующие геометрические фигуры (прямоугольник и квадрат). В этом задании детям также надо словесно обозначить исследуемые геометрические фигуры. После этого детям предлагалось сосчитать определенное количество кругов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и расположенных в ряд.
В результате выполнения этого задания ребенок должен назвать словесно количество кругов, правильно подобрав окончания слов (Сколько треугольников на верхней полоске? Три треугольника. Каких треугольников больше, меньше? Треугольников одинаковое количество).
В задании №8 [15]. Детям необходимо с помощью условной мерки измерить длину, ширину, высоту у разных предметов (стола, стула). В качестве условной мерки была предложена бумажная полоска. Таким образом, дети должны были обозначить словами одинаковые и разные по длине, ширине и высоте предметы, употребляя правильные окончания.