Задание: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.
Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете вессь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.
Вопрос для обсуждения: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты или отвечать на них.
Таким образом, можно сделать вывод, что в 1 "Б" классе, где мы использовали кроме традиционной беседы и другие приёмы эмпирического метода обучения, такие как наблюдение и характеристика с помощью социометрического исследования, сформированность культуры общения повысилась.
Анализ внеклассных занятий показал, что у большинства учащихся в 1 "Б" классе речевые умения сформированы не очень хорошо, они не могут дать полный ответ на вопрос, плохо выражают свою точку зрения, присутствует страх в высказываниях.
На дидактическом этапе нашего исследования нам удалось решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты культуры общения, критерии и показатели их сформированности; воспитательный потенциал игры
- описать принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у первоклассников
- выявить упражнения, способствующие формированию культуры общения младших школьников.
Проведенное нами исследование показало:
первоклассники ещё не представляют собой организованного коллектива;
отношения между детьми строятся преимущественно через учителя;
уровень благополучия, сплоченности в классе отсутствует;
в классе присутствует разделение общения между девочками и мальчиками.
В практической части нам удалось создать детям условия для полноценного общения. Сплоченность класса увеличилась. Класс 1 "Б" стал более дружным. Во время проведения игровых упражнений у детей снизился страх самостоятельного высказывания, активизировалась готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации, закрепилось чувство радости от совместной работы.
Тема, взятая нами для исследования актуальна, т.к. исследование обусловлено противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания коммуникативной культуры младших школьников и значимостью коммуникативной культуры в развитии младших школьников в современной начальной школе.
В современной технологии существует такая проблема как "Игра как средство формировании навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе" на то, что может указывать выводы ученых и наша практическая часть.
Цель была достигнута, т.к. мы подробно определили воспитательный потенциал игры в формировании навыков общения младших школьников.
Изучив литературу по взятой теме, мы увидели, что решение осмысление данной проблемы уделялось много времени по анализу методов исследования, что помогло нам увидеть те нерешенные вопросы подробно, а также повысило нам теоретический уровень.