Сравнительный анализ уровня развития основных свойств внимания в результате коррекционно-развивающей работы
В данной работе мы проанализировали логопедическую, психолого-педагогическую литературу, что позволило выявить специфику и особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи; определили уровень развития внимания у детей и разработали методы психологической коррекции основных свойств внимания у младших школьников с ОНР (III).
Нами была проведена комплексная диагностика, которая выявила, что уровень развития внимания у детей с нарушениям речи не соответствует возрастной норме.
По результатам проведенной нами диагностики была составлена коррекционно – развивающая программа, которая включила в себя десять занятий, направленных на развитие основных свойств внимания.
В эксперименте участвовало 10 учеников с ОНР (III). Пять из них составили экспериментальную группу, и пять – контрольную группу.
Коррекционно – развивающая работа продолжалась в течении полугода.
Результаты итоговой диагностики, проведенной после завершения коррекционно – развивающей программы, свидетельствуют о том, что дети, с которыми проводились занятия, (экспериментальная группа), достигли уровня развития внимания, соответствующего возрастной норме.
Контрольная группа, состоящая из пяти человек, с которой не проводились коррекционно – развивающая работа, не достигла возрастной нормы развития внимания.
Данный факт является подтверждением нашей гипотезы.
Таким образом, наше исследование позволило выявить уровень сформированности внимания и проследить динамику развития под влиянием учебной деятельности.
Выполненное экспериментальное исследование имеет важную практическую значимость, заключающуюся в возможности эффективного использования предложенного комплекса коррекционно – развивающих занятий для развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Приложение
Конспекты уроков с заданиями на развитие различных свойств внимания
Конспект урока по математике.
Тема: Закрепление письменных приемов сложения «45+23»
Цели: - закрепить письменные приемы сложения вида «45 I 23»;
- способствовать формирования твердых вычислительных
навыков;
- закреплять умения решать простые и составные задачи; развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать интерес к математике. Тип урока: закрепление пройденного материала.
Этапы |
Содержание |
Примечания |
I. Орг. |
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли | |
момент |
готово у вас к уроку. На столах должны лежать: | |
тетрадь, учебник, ручка, веер, дневник. | ||
II. Поста- |
Сегодня мы будем много решать и считать. | |
новка | ||
целей | ||
III. Устный счёт. | ||
1 .Матем. |
Я показываю карточку с примером, вы | |
диктант |
записываете только ответ | |
14-8, 70-9, 16+3, 17+4, 35+6, 24+5, 32+8, 47+3, | ||
74-4 | ||
Теперь проверим. | ||
2. Решение |
Сейчас я прочитаю задачу, а вы внимательно | |
задачи |
послушайте и ответьте на вопрос: Сколько рыбы? | |
Ответ покажите на веерах. | ||
Рыбак Евсей - | ||
четырех карасей, | ||
Рыбак Михаил | ||
Двух сомов изловил | ||
Сколько рыбы рыбаки | ||
Наловили из реки? | ||
3. Решение |
Посмотрите, на доске записаны примеры, но | |
примеров |
знаки действий в них пропущены. Вам надо их | |
вставить. | ||
8*8=16; 37*7=30; 62*8=70; 27*8=19; | ||
40*7=47; 15*6*3=12 | ||
Почему поставили именно этот знак? | ||
+47 32 97 | ||
+33 26 59 | ||
IV. Работа с учебником 1. Решение примеров 2. Решение задачи |
Посмотрите на запись примеров. Все ли в них верно? К доске пойдет ., остальные работают в тетрадях. Запишите верно пример и объясните решение. Откройте учебник на стр. 101, найдите №4, 1 пример. К доске пойдет . и с подобным объяснением решит пример. Остальные записывают в тетради (2, 4). У нас остались 3 и 5 примеры. I вариант - 3 пример; II вариант - 5 пример Теперь найдите №1. Прочитайте задачу. Каков вопрос? Что значит «всего»? Составим краткую запись. Iс. 42т. II с.-? на 14 т б. - Сколько туристов прилетело на первом самолете? Сколько на другом? Что о них сказано? Каков вопрос задачи? Можем ли мы узнать. Сколько туристов прилетело на втором самолете? Каким действием? Почему? - Решение записываем в столбик. |
+16 +32 32 16 +60 88 +17 +20 88 36 |
3. Решение задачи |
Прочитайте задачу под №2. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему? К доске пойдет ., остальные записывают у себя в тетрадях. Сложение записываем в столбик. | |
V. Самостоятельная |
А сейчас я вам предлагаю самостоятельную работу. | |
работа |
II вариант: + 63 + 32 + 56 15 24 41 35-37; 73+4 | |
I вариант: + 34 + 53 + 26 21 32 73 67-8; 42-20 - Теперь проверим. | ||
VI. Итог |
Наш урок подходит к концу. Что вызвало затруднение? | |
VII. Домашнее задание |
Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр.108, №3, №5 Урок окончен. |