Сравнительный анализ дает основания полагать, что речевое мышление лучше развито у девочек, чем у мальчиков: 1 мальчик (11% из общего количества мальчиков) обладает высоким уровнем развития, 3 мальчика (33%) – хорошим уровнем, 5 мальчиков (56%) – средним уровнем; 4 девочки (36%) обладают высоким уровнем, 6 девочек (55%) – хорошим уровнем развития речевого мышления и 1 (9%) девочка со средне развитым речевым мышлением. (Диаграмма 12.)
Наблюдая за девочками при ответах на данные задания они больше выдают информации, нежели мальчики. Их речь боле складная, разнообразная словами и предложениями. Есть возможность предположить, что это связано с общением внутри семьи, где девочки чаще общаются с мамами и папами, выходя из сада, играя дома, они общаются с куклами, развивая речевое мышление. Мальчики более сдержаны и неактивны в плане речевого разнообразия и желания общаться. Им присуща эмоциональная сдержанность, что выражается в речевом мышлении.
Развитие образного мышления преобладает более у девочек: 3 мальчика (33%) с хорошим уровнем, 6 (67%) – средний уровень развития образного мышления; 5 девочек (45%) с хорошим уровнем, 6 девочек (55%) обладают средним уровнем.
Как видно по результатам девочки мыслят больше образами, они чаще рисуют, фантазируют, смотрят книги с картинками, более ориентируются в различных изображениях
По результатам диагностики абстрактного мышления оно более развито у мальчиков: 4 мальчика (44%) с хорошим уровнем, 5 (56%) – средний уровень развития образного мышления; 6 девочек (55%) с хорошим уровнем, 3 девочки (27%) обладают средним уровнем, 2 девочки (18%) со слабым уровнем абстрактного мышления.
Задания на абстрактное мышление решаются посредством выделения различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) и оперирования ими. Поскольку мышление некоторых девочек остается преимущественно образным, они оказываются не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания оказываются для них непосильными.
Таким образом, развитие в речевом и образном мышлении девочки преуспели лучше мальчиков, однако, девочки уступают им в развитии абстрактного мышления.
Таблица 9 – Сравнительная таблица результатов обследования речевого развития по половому признаку
№ |
Пол |
Речевое развитие |
1 |
Мальчик |
Сред. |
2 |
Девочка |
Хор. |
3 |
Мальчик |
Хор. |
4 |
Девочка |
Хор. |
5 |
Мальчик |
Сред. |
6 |
Мальчик |
Сред. |
7 |
Мальчик |
Слаб. |
8 |
Девочка |
Хор. |
9 |
Девочка |
Сред. |
10 |
Девочка |
Хор. |
11 |
Мальчик |
Сред. |
12 |
Девочка |
Хор. |
13 |
Девочка |
Сред. |
14 |
Мальчик |
Сред. |
15 |
Мальчик |
Сред. |
16 |
Девочка |
Хор. |
17 |
Девочка |
Сред. |
18 |
Девочка |
Сред. |
19 |
Мальчик |
Сред. |
20 |
Мальчик |
Сред. |