Сравнительный анализ дает основания полагать, что понятийное интуитивное мышление лучше развито у мальчиков, чем у девочек: 2 мальчика (22% из общего количества мальчиков) обладают хорошим уровнем развития интуитивного мышления. Это говорит о том, что дети способны понимать и вписывать в свой личный опыт дошкольные знания. 7 мальчиков (78%) – средним уровнем. Для развития полноценного понятийного мышления в данном случае детям необходима помощь; 3 девочки (27%) обладают хорошим уровнем, 7 девочек (64%) – средним уровнем развития линейного мышления и 1 (9%) девочка со слабо развитой интуицией. Ребенок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте.
Мальчики в этом типе заданий показывают лучше результат, они больше вдумывались в задания и часто размышляли. Девочки иногда не понимали задания и называли любое понравившееся слово, приходилось больше времени тратить на разъяснения. Были и такие дети, которые и после разъяснений плохо справлялись с заданием. Некоторые быстро устали и приходилось прерывать диагностику.
Развитие понятийное интуитивного мышления по половому признаку
Развитие понятийного логического мышления преобладает более у мальчиков: 5 мальчиков (56%) с хорошим уровнем, 4 (44%) – средний уровень развития визуального структурного мышления. Такие дети способны чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми они имеют дело, и правильно применять их на практике; 2 девочки (18%) с хорошим уровнем, 8 девочек (73%) обладают средним уровнем, 1 девочка (9%) со слабым уровнем. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает.
По результатам диагностики этого типа мышления опять же лидируют мальчики. Вероятно, на данном периоде они больше внимания придают задачам логического характера и в играх и в отношениях, выработке стратегий решения. Девочки более подвержены эмоциональному настрою в отношениях и играх, развитию мелкой моторики. Несмотря на более развитое речевое развитие, девочки не всегда правильно способны делать необходимое действие, у них возникает больше сомнений и спешности в решениях.
Развитие понятийное логического мышления по половому признаку
Таким образом, развитие понятийного интуитивного и логического мышления более развито у мальчиков, нежели у девочек данной группы.
Таблица 8 – Сравнительная таблица результатов обследования речевого, образного и абстрактного мышления по половому признаку
№ |
Пол |
Речевое мышление |
Образное мышление |
Абстрактное мышление |
1 |
Мальчик |
Хор. |
Сред. |
Хор. |
2 |
Девочка |
Хор. |
Сред. |
Сред. |
3 |
Мальчик |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
4 |
Девочка |
Выс. |
Сред. |
Хор. |
5 |
Мальчик |
Выс. |
Сред. |
Слаб. |
6 |
Мальчик |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
7 |
Мальчик |
Сред. |
Хор. |
Сред. |
8 |
Девочка |
Хор. |
Сред. |
Сред. |
9 |
Девочка |
Выс. |
Сред. |
Слаб. |
10 |
Девочка |
Выс. |
Хор. |
Хор. |
11 |
Мальчик |
Хор. |
Сред. |
Хор. |
12 |
Девочка |
Сред. |
Хор. |
Сред. |
13 |
Девочка |
Хор. |
Сред. |
Хор. |
14 |
Мальчик |
Хор. |
Сред. |
Хор. |
15 |
Мальчик |
Сред. |
Хор. |
Сред. |
16 |
Девочка |
Хор. |
Хор. |
Хор. |
17 |
Девочка |
Хор. |
Хор. |
Хор. |
18 |
Девочка |
Хор. |
Хор. |
Хор. |
19 |
Мальчик |
Сред. |
Хор. |
Хор. |
20 |
Мальчик |
Сред. |
Сред. |
Сред. |