Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Современное образование » Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы » Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Страница 3

При изучении звуков речи в V классе учащимся предлагается рассмотреть рисунки с изображением предметов, названия которых различаются только одним звуком {дым—дом, рак—мак). В результате анализа рисунков и ответов на поставленные авторами учебника вопросы пятиклассники должны сделать очень важный познавательный вывод о смыслоразличительной функции звуков в русском языке. Учащиеся получили новые сведения, отсутствующие в основном учебном тексте, и сделали это на основе анализа фактов языка с помощью иллюстративного материала. При описании синтаксических явлений в учебниках используются схемы, отражающие суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чем говорится в основном учебном тексте. Часто схемы и таблицы используются для конкретизации фактов, о которых в них говорится. Так, при описании признаков составного именного сказуемого в тексте сказано о его структуре, а в таблице, дополняющей этот текст, конкретизированы способы выражения именной части сказуемого.

Таким образом, при организации усвоения знаний по учебнику учитель должен тщательно продумать систему вопросов и заданий направленных на анализ того наглядного материала, который органически связан с учебным текстом, конкретизирует, дополняет,

восполняет его.

Для того чтобы школьникам было легко работать с учебником русского языка, нужно разъяснить им, как пользоваться аппаратом ориентирующего характера, в который входят оглавление, различные указатели, сигнализирующая система, особенности рубрикации.

Учебник — средство овладения умениями. В действующих учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т. п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.

Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных).

В целом ряде тем упражнения строятся на единой лексической основе, т. е. объединяются общей смысловой темой. Так, в упражнениях при изучении темы «Имя прилагательное» в V классе языковой материал объединен в смысловую тему «Зимний лес». Такой подход к подбору упражнений позволяет органично связать изучение фактов языка с развитием речи учащихся'.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения.

В рамке дан материал для составления предложений: двое (трое, четверо) ребят (суток, часов, брюк и т. п.). Тут же с помощью рисунков разъясняются нормы употребления собирательных и количественных числительных в сочетании с существительными, обозначающими лиц мужского и женского пола; под картинками, на которых изображены мальчики, две подписи: три друга, трое друзей, под картинками, на которых изображены девочки, одна подпись — три подруги. Таким образом, выполняя задания упражнения, учащиеся на основе наблюдений делают вывод о нормах употребления собирательных числительных в речи, а затем отрабатывают это правило при составлении предложений.

Выполнение этого упражнения потребует от учащихся активной мыслительной деятельности, направленной на осознание нового для них факта, а не на воспроизведение и повторение уже известного материала. Это и есть задание продуктивного характера.

Задания к упражнениям, как правило, формулируются комплексно: в первую очередь дается задание, непосредственно связанное с изучаемым материалом, которое дополняется заданиями на повторение ранее пройденного и закрепление тех или иных навыков. Это позволяет обеспечить регулярность повторения и продиагностировать степень ослабления сформированных умений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация