Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Современное образование » Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы » Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Страница 6

Огромную воспитательную нагрузку в учебниках русского языка несут связные тексты. Многие из них объединены общим воспитательным замыслом, что дает возможность использовать их целенаправленно на различных этапах работы со школьниками. Так, например, в учебнике для VI класса есть серия упражнений под рубрикой «Отечество мое», которая создает на его страницах образ Родины. Тексты этих упражнений интересны в познавательном отношении. Кроме того, они позволяют учителю использовать их при подготовке школьников к написанию сочинений различного характера.

Большое воспитательное значение имеют иллюстративные материалы учебника. Анализ репродукций картин известных художников на уроках развития речи способствует обогащению опыта учащихся, приобщает их к культуре в широком смысле этого слова, развивает чувство прекрасного, способствует эстетическому воспитанию школьников.

Таким образом, в учебниках содержится материал для воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, к Родине, своему Отечеству (патриотическое и интернациональное воспитание), к произведениям литературы и искусства, познание и описание которых во многом зависит от уровня владения языком (эстетическое воспитание). Тексты, поднимающие проблемы нравственного характера, воспитывают у школьников речевую культуру, культуру поведения в целом, формируют нормы отношения к миру, к действительности (нравственное воспитание).

Планируя и реализуя решение воспитательных задач на уроках русского языка, учитель должен учитывать возможности учебника, целенаправленно использовать имеющиеся в нем материалы.

Методический аппарат учебников. В действующих учебниках русского языка заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие:

1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.

2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом. Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, а правила, определения (характеристики) заучены.

3. Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.). Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения — обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока.

4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков: языковых, правописных, речевых. Задача учителя — осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.

5. Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.

6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация