Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Современное образование » Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы » Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Страница 7

7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы. Кроме того, учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств, бережного отношения к языку.

Понимание основ методической системы учебников поможет учителю реализовать стоящие перед ним задачи в соответствии с современными требованиями к урокам русского языка. При подготовке к уроку учитель должен тщательно осмыслить сведения, данные в объяснительной (теоретической) и в практической части учебника, ответить на следующие вопросы:

1. Как соотносится теоретический материал учебника с положениями лингвистической науки?

2. Почему специально выделено то или иное положение?

3. Какие сведения и почему разъясняются в примечаниях?

4. Какие упражнения расширяют или дополняют новыми сведениями теоретическую часть параграфа?

5. Какой иллюстративный материал используется и с какой целью?

6. Дан ли в учебнике способ применения правила, образец рассуждения? Если нет, то продумать, каким он должен быть. Есть ли в практической части учебника упражнения продуктивного (творческого) характера? Если нет, то подобрать их самостоятельно.

7. Какие сведения повторяются в процессе изучения данной темы? Как их соотнести с новым материалом?

Наряду с учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот .материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники упражнений под названием «Дидактический материал», школьные словари, справочные пособия.

Сборники «Дидактический материал» представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут быть использованы и на классных занятиях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей.

Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них расчленен на разделы в зависимости от характера формируемого навыка: «Пунктуация», «Орфография», «Части речи», «Словосочетание и предложение», «Главные члены предложения», «Культура речи», «Развитие связной речи» и т. п. Задания к упражнениям, как и в учебнике, носят комплексный характер, включая материал для повторения, различные дополнительные задания.

Как средство обучения в практике школьного преподавания используются различные словари и справочники. Вот некоторые из них: Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. Орфографический словарь; М. Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка; А. В. Текуче в, Б. Т.Панов. Грамматико-орфографический словарь; 3. А. П о тих а. Школьный словообразовательный словарь; М. Т.Баранов, Т. А. Костяев а, А. В.Прудникова. Русский язык: Справочные материалы (4).

Все пособия подобного типа с успехом могут быть использованы учителем на уроках русского языка в качестве дополнения к действующим учебникам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Навигация