Проблемы речевого развития ребенка являются предметом исследования психологической, педагогической, лингвистической и других наук. Речь представляется специфическим человеческим способом формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, тесно связана с познавательными процессами, особенно с мышлением и является одним из факторов вхождения человека в культуру.
Язык является непосредственным воплощением мышления, вмещает в себя все познавательное богатство с точки зрения индивидуального и общественного аспекта и закрепляет в материальной форме его индивидуальное и общественное сознание. В этом случае язык можно понимать как систему, в которой кодируется мировоззрение отдельного народа, его культура.
Речь обеспечивает процесс общения между людьми и развивается и обогащается в течение всей жизни, достигая наилучших результатов, по многочисленным исследованиям, к 35-40 годам. До этого речевые навыки проходят определенные периоды становления функций и овладения формами речевого взаимодействия и воплощения мысли.
Особое значение для развития речи имеет дошкольное детство, в котором происходит становление основных аспектов речи, значительное обогащение словаря и накопление опыта нормативного речевого общения.
Исследования детской речи представлены в психологической литературе, которая рассматривает речь в совокупности с общим развитием и становлением познавательных процессов, а также как средство общения и социализации ребенка [2],[26].
В лингвистическом аспекте изучаются процессы формирования фонетической, лексической и грамматической стороны речи ребенка. Прикладное значение этот аспект имеет в логопедии, которая рассматривает нарушения в речевом развитии ребенка [25].
В раннем детстве развитие речи ребенка происходит в двух направлениях: совершенствование понимания чужой речи и становление собственной активной речи.
Таким образом, в онтогенезе речь ребенка проходит несколько этапов и связана с овладением всеми аспектами родного языка как средства общения.
В зависимости от подхода в исследованиях, развитие детской речи можно рассматривать как процесс, связанный с развитием высших психических функций (психологический подход − А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), или по отдельным аспектам усвоения родного языка (например, в работах А.Н. Гвоздева).
Так, в процессе речевого развития ребенка выделяются несколько этапов, причем исследователи по-разному указывают возрастные границы каждого из этапов в зависимости от ведущего аспекта, например, грамматического строя (А.Н. Гвоздев). А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей [ 9].
1-й − подготовительный − до одного года;
2-й − преддошкольный этап первоначального овладения языком − до 3 лет;
3-й − дошкольный − до 7 лет;
4-й − школьный.
На первом этапе, который является подготовительным и занимает промежуток от рождения ребенка до одного года, происходит подготовка к овладению речью. В это время особенное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка: правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.
Второй этап − преддошкольный − занимает период от одного года до 3 лет. Это период становления активной речи. Ребенок проявляет особое внимание к артикуляции окружающих, много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш еще путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Происходит активное накопление словарного запаса, а употребление слов становится более определенным.
К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, затем − примитивными фразами без согласования. Постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
На третьем этапе − дошкольном (от 3 до 7 лет) − у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже − дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение в некоторых случаях его исправлять. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.