В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Параллельно с развитием словаря происходит и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По мнению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории [6,с.165].
Дети четвертого года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями, а их высказывания напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 − 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи − монологической речью.
В этот же период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее − мягкие и твердые согласные и, наконец, − сонорные, шипящие и свистящие звуки.
В норме к четырем годам ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап развития речи ребенка − школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность на данном этапе по сравнению с предыдущим − это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи − письменной речи.
Особое значение для овладения чтением имеет развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны детской речи. Рассмотрим эти аспекты более подробно.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков речи как согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата, включающего в себя соответствующие отделы центральной нервной системы и собственно речевой аппарат, являющийся периферическим отделом речедвигательного анализаторы, в который входят: дыхательный аппарат, голосообразовательный аппарат и артикуляционный аппарат.
Фонематическое сторона речи представляет собой непременное условие овладения языком − восприятие фонем языка как смыслоразличительных единиц, что обеспечивает информационную функцию речи [ 9]. В онтогенезе развитие всех аспектов речи происходит постепенно и связано с общим развитием ребенка, поэтому, по исследованиям специалистов, нарушения в центральной нервной системе или в периферическом отделе речедвигательного анализатора приводят к нарушениям в первую очередь фонетико-фонематической стороны речи.
В овладении речью главная роль принадлежит слуховому восприятию. Уже в возрасте 2-4 месяцев, когда у ребенка возникает сначала гуление, а потом лепет, происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему [18,с.125].
Далее в лепете появляются четкие звуки, которые еще недостаточно устойчивы, однако к году ребенок уже уверенно произносит простые по артикуляции звуки (гласные [а], [у], [и], согласные [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г]).
В возрасте до года ребенок хорошо понимает интонацию и реагирует на тон обращенной к нему речи.
Становление произношения у разных детей происходит в разные сроки: одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие − меньшее и менее четко. Качество произношения звуков речи зависит от состояния и подвижности органов речи, в первую очередь, артикуляционного аппарата, который только начинает активно функционировать.